Отдел по образованию Пружанского райисполкома
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

При решении задачи повышения качества образования и воспитания немаловажное значение имеет психолого-педагогиче­ское изучение школьни­ков, своевременное выявление причин от­ставания отдельных учеников и вы­бор наиболее эффективных пу­тей устранения этих отставаний. Учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, па­мяти, внимания, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и ор­ганизации индивидуальной работы с учащимися в процессе урока.

Психофизические причины аномального развития еще более углуб­ляют индивидуальные особенности личности, поэтому инди­видуализация обучения в образова­тельном учреждении  при­обретает особую важность. Для коррекци­онной педагогики дифференциро­ванный и индивидуальный подход в обучении – один из  принципов специ­ального образования.

В ходе урока учитель обеспечивает активную познаватель­ную  дея­тельность учащихся, используя различные формы ее орга­низации: фронталь­ную, коллективную и индивидуальную.

Коллективный характер урочных занятий, порождая состяза­тельность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует  разви­тию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нрав­ственных качеств.

Фронтальная форма обеспечивает привлечение к работе всех учени­ков класса и их общий прогресс в учении. Вместе с тем она не может быть  универсальной, так как недостаточно учитывает уро­вень развития, познава­тельные интересы и возможности, специфи­ческие особенности каждого уче­ника. Поэтому фронтальная работа на уроке сочетается с индивидуальной.

«Индивидуализация обучения – организация учебного про­цесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать опти­мальные условия для реализации потенциальных воз­можностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуще­ствляется в условиях коллектив­ной работы в рамках общих задач и содержания обучения».

В психологии индивидуализация обучения рассматривается как один из принципов гуманизации педагогического взаимодейст­вия. Этот принцип означает «выявление и культивирование в каж­дом ребенке индивидуально специфических элементов общей и специальной одаренности, построение  та­кого содержания и мето­дов обучения и воспитания, которые были бы  адек­ватны возрас­тным (по уровню развития) и индивидуальным (личностным) осо­бенностям и возможностям, способностям и склонностям всех  учащихся, соответствовали сензитивным периодам их возрастного и индивидуального развития». Индивидуальный подход является конкретизацией диффе­ренциро­ванного подхода.

Индивидуальная форма учебной работы на уроке характери­зуется вы­соким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преиму­щества состоят в том, что обучение в максимальной степени соот­ветствует уровню развития, способностям и познавательным воз­можностям каждого ученика. Учитель организует индивидуальную деятельность учащихся при выполнении раз­личных упражнений, решении задач, для формирования отдельных  умений и навыков, а также с целью углубления знаний и восполнения имеющихся про­белов в изучении материала. Самостоятельное выполнение заданий позво­ляет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные уче­ники, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе.

«Индивидуальная форма работы школьников на уроке по­зволяет ре­гулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. … для слабоуспе­вающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи». (№ 9

И.Ф. Харламов раскрывает сущность индивидуальной ра­боты с  уча­щимися на уроке в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается в том, что слабоуспевающие школьники должны подвергаться более частой проверке усвоения изучаемого мате­риала, таким образом, ученики будут вы­нуждены прибегать к регу­лярным занятиям. «Некоторая дифференциация требуется также в самом характере проверки знаний и степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному ма­териалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы по­проще, а учитель чаще прибегает к наводящим и уточняющим во­просам. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок».

Многие учителя в оценочной деятельности используют ин­дивидуаль­ные нормы оценки учащихся. Достижения учеников они рассматривают в сопоставлении с их же предшествующими дости­жениями. Такие педагоги исходят из актуального уровня школьных успехов ученика и выбирают зада­ния соответствующей сложности, оказывая ребенку помощь в случае необ­ходимости. «Педагоги, оценивающие достижения учеников подобным обра­зом, готовы рассматривать их достижения в более широких интервалах вре­мени, охотно допуская возможность изменений в дальнейшем раз­витии уче­ника. Обнаруживается, что подобное взаимодействие уменьшает боязнь не­успеха и страх перед опросом, у более слабых учеников появляется вера в собственный успех.

Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы  Н.А.Сорокин видит в том, что дети практически не обща­ются друг с другом. Поэтому индивидуальную работу школьников на уроке он рекомендует соче­тать с коллективными формами.

Специальная педагогика, являясь составной частью педаго­гики, ис­пользует многие общепедагогические термины, расширяя их содержание с учетом специфики данной научной дисциплины. Так, например, индивиду­альный подход к учащимся в специальной педагогике учитывает не только индивидуальные особенности каж­дого ученика (особенности высшей  нерв­ной деятельности, харак­тера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности  знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), но и спе­цифические особенности ребенка, свойственные конкрет­ной категории на­рушения развития. Благодаря индивидуальному подходу появляется  возмож­ность уделить внимание отдельным вы­раженным недостаткам ученика путем избирательного использова­ния необходимых в данном случае методов, приемов и средств.

«Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из обра­зовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекци­онного воздействия оказываются неэффектив­ными. Благодаря индивидуаль­ному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множест­венными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических прие­мов и спо­собов коррекционно-педагогической работы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *