Отдел по образованию Пружанского райисполкома
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

«Не буду! Не хочу!»

Но и эго еще не все. Существует еще одна проблема, призна­ваемая по законам психологии важной составляющей грамот­ности. Л. С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он еще в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему» (Выготский, 2003). Оказывается, ребенок попросту не понимает, зачем ему надо владеть письменной речью: ведь со сверстниками и родите­лями он может объясниться устно. Так встает перед нами проблема мотивации, над которой предстоит много работать. Мы легко достигаем самых высоких целей, если осознаем их необходимость. И наоборот, самые простые вещи кажутся немыслимо сложными, если мы считаем, что они нам не нуж­ны. Как же внушить ребенку мысль о необходимости грамот­но излагать чужие и свои мысли, строить текст, писать без ошибок или с их минимальным количеством?

Конечно, в решении мотивационных проблем помощь ока­жут специалисты-психологи, но самостоятельно в этой об­ласти можно много чего достичь. Вот несколько практичес­ких несложных советов для повышения уровня мотивации к письму.

Организуйте письменное общение. Дома это может быть деловая и одновременно остроумная переписка между детьми и работающими родителями. В школе — специальные запис­ки — рекомендации учителей с просьбой письменного ответа. Кстати, появился дополнительный стимул: е-таИ и зтз… Прав­да, существует парадокс: ребенок может писать на компьютере грамотнее, чем в тетради, потому что при печатании слова ис­чезает один из элементов письма — моторика

Верните из прошлого поздравительные открытки, адресо­ванные бабушкам и дедушкам, тетям и дядям в другие города и страны. Теплые слова, написанные красивыми ровными буквами, да еще и без ошибок! Одним приятно, другим по­лезно!

Отыщите неленивого знакомого или родственника, который вступит в переписку с вашим чадом. Получать письма любят все, а пересылать их не обязательно по почте.

Наладьте выпуск домашней еженедельной газеты или жур­нала, в которых будет сообщаться о ваших семейных новостях. Это может стать своеобразной хроникой семьи для грядущих Второй пример: нормативы скорости чтения, которые выдви­гают на первый план техническую сторону чтения в ущерб со­держательной стороне и которые никто не снимает даже в кор­рекционно-развивающих классах» (Ахутина, 1998).

Конечно, мы не можем идти наперекор установленным мето­дам преподавания письма. Но главное — это понимание слож­ностей, с которыми столкнулся маленький человек. Может, в чем-то следует уступить, пойти навстречу, не так ли? Ведь на самом деле ребенок, которому не дается правописание, чувству­ет себя не так уж уверенно в жизни.

Неудачи в овладении письмом приводят школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письмен­ном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчетливо.

У большинства детей длительное переживание школьных не­удач влияет на настроение, способствует развитию депрессив­ных состояний, отчаянию, стремлению к самоизоляции. Если не проведена соответствующая коррекция, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте человеку будет сложно достигнуть успеха в профессии, требующей составления тек­стов в письменной форме и их грамотного оформления. В по­вседневной жизни тоже иногда требуется оставить записку или написать открытку, и очень часто люди стараются не делать это­го, чтобы не показать свою безграмотность…

Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Что делать? Мы знаем ответ — ИГРАТЬ! В поэтап­ном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы и, в частности, для грамотного письма. В методах, пред­ставляемых нами, предусматривается прежде всего развитие всех необходимых функций, особенно произвольности (именно

та функция больше всего отстает в связи с отсутствием груп­повых ролевых игр), и одновременно достигается дидактическая цель. В процессе занятий ребенок проходит все стадии игрово­го развития — от предметной до ролевой игры, вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление — все, что необходимо для овладения русским язы­ком. Игровая форма занятия делает его привлекательным и ин­тересным для ребенка, что существенно повышает эффектив­ность обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *