Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

 

Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Чтение — это важно!

«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», — скажет нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», — уверен учи­тель. И каждый из них будет прав.

Чтение — не только признак интеллигентности. Книги рас­ширяют словарный запас, а это значит, что для начитанного ребенка значительно облегчается, например, поиск провероч­ных слов или написание творческой работы. Внимательный ребенок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает уровень его грамотности. Имея пе­ред собой классические образцы, ученик иначе организует соб­ственную речь, легче строит фразы, устные ответы, пересказы. Для детей, которые дружат с книжками, не существует пробле­мы понимания условия задачи или задания к упражнению. Одним словом, читающие школьники всегда более успешны.

Одна из основных причин, по которой дети не хотят читать, такая же, как и у безграмотного письма, — нейропсихологическая. Труднее всего чтение дается детям с недоформированной межполушарной связью. Но есть и еще одна причина — педаго­гическая.

Безусловно, семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, — это еще одна предпосылка грамотности и чутья к родному язы­ку. При отсутствии близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет в руки книгу. Чтение станет для него любимым занятием только тогда, когда он по­чувствует, что жизнь его родителей немыслима без книг.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продук­ции, таких семей очень много. Практика пользования обще­ственными библиотеками уходит в прошлое, и все чаще учи­теля слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформлен­ные фолианты, полные собрания сочинений — большая ред­кость в нынешнее время, как и книга в качестве лучшего подар­ка. Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка

Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и те, ко­торые можно назвать школьными. Несмотря на то что пред­мет «Литература» существует в школьном расписании, лю­бовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем. Причиной тут может служить и формальное отноше­ние учителя к предмету, и несоответствие школьной програм­мы сегодняшним интересам детей.

Все гениальное — просто!

Что же можно сделать в домашних и школьных условиях, чтобы стимулировать процесс чтения? Поверьте, от вас не потребует­ся особых знаний и умений, технических приспособлений, мно­го времени. Вот несколько простых советов, однако следование им принесет неожиданный результат.

  • Пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках, пусть сам убедится, что книга помогает вам «обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы удовольствия».
  • Дарите детям книги. Лозунг «Книга — лучший подарок» не должен выйти из моды.
  • Ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребенка, и не отчаивайтесь, если она будет найдена не сразу или если вкусы ребенка не совпадут с вашими.
  • Читайте детям на ночь. Пусть приятные минуты предвку­шения сна превратятся в чудесные мгновения общения с книгой.
  • Обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им кни­ги, будьте в курсе его предпочтений, спорьте, завидуйте, обменивайтесь мнениями и впечатлениями, уважайте его выбор.
  • Вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные во­просы школьной программы. Обеспечьте его энциклопе­диями, справочниками, словарями — эго «вечные» книги, они и внукам пригодятся.

У каждого ребенка должна быть своя «золотая» полка, а чтобы ее пополнять, придется регулярно посещать книж­ные магазины, причем такие походы превращаются в насто­ящие семейные праздники. Финансы? Можно ведь копить и на книги…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *