Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

 

Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Как войти в класс    и вернуться оттуда  живым через сорок  минут???

Несколько практически советов молодому преподавателю

Вот уже месяц прошел с того момента, как в наших школах прозвенел звонок и начался новый учебный год, а вместе с ним и незримая битва. Битва за знания, за человеческие души, а в конечном счете, за наше будущее. На войне – как на войне. Довольно уверенно держится старая обстрелянная гвардия в лице маститых, отягощенных званиями и категориями педагогов. А это кто там идет нестройными рядами, озираясь по сторонам и везде ожидая подвоха? Это “салаги”, студенты, проходящие педпрактику, или молодые учителя, которые не так уж далеко ушли от этих самых студентов. Они еще полны радостных надежд и желания с головой окунуться в работу. Их старшим товарищам вполне по силам помочь молодому специалисту не спасовать перед первой же трудностью и не потерять навсегда желания сеять разумное, доброе, вечное.

Вспомните реакцию великого Арнольда Шварценеггера на окруживших его деток в фильме “Полицейский из детского сада”. Бравый Арни, пачками укладывавший террористов направо и налево, с обезумевшими от ужаса глазами, не нашел ничего лучшего, чем гаркнуть банальное “shut up”. Так как же быть не отягощенному мышечной массой и внушительным видом студенту-четверокурснику (а тем паче студентке), который собирается провести первый в своей жизни урок и наивно полагает, что эти цветы жизни с готовностью будут все сорок минут впитывать заботливо подобранный в течение последних трех бессонных ночей материал?

Анекдот в тему:

Мам, а можно я завтра в школу не пойду?

Почему, Вовочка?

Да ну! Сережка опять будет портфель отнимать, Димка – подножки ставить, а Светка – обзываться!

Ну что ты, Вовочка, возьми себя в руки, ты же всё-таки директор школы.

Войти всё-таки придется.

У студента, да и у молодого учителя, которому завтра придется давать первый в жизни урок, наверняка в душе то же самое, что и у укротителя тигров перед выходом на арену. Дверь закрывается, и ты остаешься один на один с несколькими десятками пар изучающих тебя глаз. Подмечается всё: как ты одет, твоя походка, легкость и непринужденность движений, дрожь в голосе. И, как на зло, именно в этот момент подворачивается каблук, неловким движением со стола сметается ваза с букетом цветов, а вместо того, чтобы начать урок с обычного оргмомента (т.е. : “Здравствуйте, садитесь. Кто дежурный? Кого нет в классе?”), ты начинаешь с первой минуты радостно делиться с учениками всей заложенной в тебя пятилетним обучением в пединституте базой знаний.

Отсюда правило первое: прежде чем войти в класс, остановись перед дверью, сделай несколько глубоких вдохов (не забывая при этом и про выдохи), сосчитай медленно до десяти и только после этого открывай дверь. Однако входить подожди: убедись, что после открытия двери тебе ничего не упадет сверху на голову. Если ты вошел, а в классе темно и подозрительно тихо, то не спеши лихорадочно бить рукой по выключателю, сначала посмотри, не залеплен ли он скотчем. И не забудь про жвачку! Нет, тебе не надо освежить дыхание, просто внимательнее посмотри на стул, на котором тебе придется сидеть. Иначе сидеть на нем придется довольно долго.

Ну хорошо, первый этап пройден. По одежке тебя встретили. Но провожать-то будут по уму.

Слово не воробей, само из кармана не вылетит

Быль от Сергея Анатольевича.

“Практика в школе. Урок в седьмом классе. На ватных ногах дохожу до учительского стола, твердо помня советы своего методиста, произношу ритуальные фразы, как вдруг встает юный ангелок со второй парты и произносит коронную фразу: “Оп-па, студент!”. Тогда я не нашел что сказать. В результате все сорок минут в классе стоял невообразимый шум и ученики занимались чем угодно, только не уроком”.

Отсюда правило второе: не лезь за словом в карман. Да, на их стороне численный перевес, но его нужно компенсировать своей находчивостью, ведь чему-то же тебя учили пять лет! Заготовь на всякий случай несколько универсальных фраз типа “сам такое слово”, “хамишь, парниша”, “вот ты меня не слушаешь, а этот материал будет на экзамене”. Возьми на вооружение рекламные слоганы (ведь должна же реклама и пользу, наконец, приносить). Восклицание “Оп-па, студент!”, вполне возможно парировать: “Да, студент, только тебе это не грозит”. Если кто-то вдруг посреди урока достанет бутылочку с прохладительным напитком, то его можно урезонить чем-нибудь вроде: “Имидж — ничто”, и т. д.

Итак, ты завладел вниманием. Общественное мнение склоняется к тому, что ты “в принципе ничё учитель”. Осторожно! Рано почивать на лаврах! Внимание еще нужно удержать. При этом главное не впасть в крайность и не стараться быть “своим в доску”.

Держи дистанцию

Из опыта бывалого преподавателя.

“Пол-урока прошло нормально.

А потом они как с цепи сорвались!

Я и так и сяк – ничего не помогает.

И когда я уже исчерпал весь увещеваний и    угроз, запас я просто вскочил на свой стол!

На детей это произвело неизгладимое впечатление, они впали в какое-то оцепенение, видимо переваривая что случилось. Зато я спокойно довел урок до конца”. Он-то урок довел до конца, но после этого случая, когда в классе опять стоял шум, добрые дети, видя тщетность попыток учителя привести их в чувства, давали совет: “А вы прыгните на стол, мы и успокоимся”.

Отсюда правило третье: соблюдай дистанцию! А для этого совсем необязательно забиваться подальше в угол или скакать по партам. Достаточно “поставить” себя. Не только показать детям какие требования к ним предъявляются, но и жестко контролировать выполнение этих самых требований. Стоит только раз уступить назойливым просьбам отпустить пораньше, задать поменьше, и т. д., как можно смело ставить крест на своей репутации: класс очень остро чувствует твою слабину и всегда бьёт именно туда.

У них, оказывается, есть еще родители

Но вот уроки окончены. Казалось бы можно расслабиться, отдохнуть. Не тут то было! Не забывай, что после уроков класс распадается на три десятка вполне самостоятельных личностей, у большинства из которых есть папа и мама, а они души в своем “произведении” не чают, считают его самым-самым. И самым вежливым, кстати, тоже. Родители долго не могут взять в толк, о каком это монстре сейчас рассказывает учитель? И когда до них доходит, что речь идет как бы об их чаде, с негодованием отметают ваши жалкие доводы: “Что? Чтобы мой (Васенька, Коленька, Мишенька)… Да ни за что! Да он такой (умница, хозяйственный, добрый – нужное подчеркнуть)”.

Страшилка от Светланы Петровны

Во время урока в классе возникла конфликтная ситуация по весьма незначительному поводу. Всё кончилось тем, что мальчик пообещал привести отца. Ну ладно. Отца так отца. Кончается последний урок, сижу одна в классе. Открывается дверь и на пороге возникает нечто шкафообразное, держащее за руку того мальчика. Я мысленно прощаюсь со своими родными, ибо понимаю, что сейчас меня будут бить. Пришлось призвать на помощь всё свое красноречие и убедить папашу, что я и пальцем не трогала его отпрыска. В конце концов папочка был удовлетворен моим изложением происшествия и выдавил: “Ну ладно, вы только это… по голове его не бейте”. Занавес!

Отсюда правило очередное: не забывай, что у детей обычно бывают родители. Прежде чем поругать ребенка похвали его, найди хоть какое-нибудь достоинство и начни беседу с мамой именно с этого, и как бы невзначай, вскользь упомяни, что не мешало бы и уроки время от времени выполнять и на партах не писать и соседку за косичку не дергать.

Будь человеком

Ну а если серьезно, то будь прежде всего Человеком. Не повышай без особой на то необходимости голос, уважай этого человечка, который так доверчиво смотрит тебе в глаза. Не хами сам, да не хамим будешь. Помни, что именно от тебя во многом зависит будущее твоего ученика.

А что думают, что ценят в учителях сами ученики? Школьников одного из учебных заведений города Самара попросили оценить по пятибалльной системе плюсами и минусами насколько для них важны в учителе:

Учитель = ученик

Внешний вид 3

Чувство юмора 4+

Справедливость 5

Эмоциональная открытость 4

Требовательность 4–

Знания, которые он мне дает 5–

Отношение ко мне как к личности 4+

Заинтересованность в моей успеваемости 4

Компетентность в преподаваемом предмете 5

Помимо предложенных качеств, ученики дописали в анкету те качества, которые они хотели бы сами видеть в учителях. Наиболее часто встречались доброта, понимание, демократичность. Некоторые требовали интереса к увлечениям молодежи, были и такие, кому хотелось бы видеть учителя разносторонне образованным и эрудированным человеком. Из наиболее запомнившихся ответов: “учитель = ученик, но не во всём”. Есть над чем подумать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *