Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

 

Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Советы молодому учителю при подготовке к уроку

УЧЕСТЬ: Учет особенностей учащихся класса:

– успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
– отношение к предмету;
– темп работы;
– сформированность учебных умений;
– общая подготовленность;
– отношение к разным видам учебной деятельности;
– отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
– общая дисциплина.

Учет своих индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;
– коммуникативность;
– эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
– управление восприятием нового учебного материала;
– умение преодолеть плохое настроение;
– уверенность в своих знаниях, умениях;
– наличие умения импровизировать;
– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе аудио- и видеотехникой, компьютером и презентационным оборудованием

СДЕЛАТЬ:

1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Ознакомиться с их содержанием.
3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик в ходе занятия, знать и уметь после него.
7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке ребята.
8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
9. Записать предусматриваемый ход урока в план занятия и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного

ПОМНИТЬ:

1. Надо быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.
2. Надо быть доброжелательным, не оскорблять детей, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знают, не понимают, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как ребята их поняли.
5. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания – сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
6. Помнить, что показателями внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7. Экономить время, начинать и заканчивать урок со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.
8. Предъявленное требование следует обязательно реализовать. Ни одно из них на уроке не нужно декларировать.
9. Поддерживать интенсивный, но посильный для большинства темп занятия.
10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность

Вторая трудность в педагогической деятельности – это дисциплина и порядок на уроке. Молодой учитель иногда тратит на это больше сил, чем на подачу материала. Сначала надо заставить двадцать человек сидеть по струнке и только затем – что-то преподавать. Предлагаем несколько правил, которые должны помочь.

Правило 1. Создать дисциплину – найти всем работу!

Не орать «работай!!!», когда ученику уже нечего делать, а загрузить конкретными заданиями. Вот работа, вот время, не позволяющее расслабляться, – и вот оценка. Для этого и существует продуманная модель, схема урока. А лучший способ «развалить» дисциплину – незанятое время. Один из возможных путей к такому исходу – устный опрос. Это, как правило, время «дуракаваляния». Один отвечает у доски, остальные ничего не делают.

Правило 2. Учитель – хозяин территории!

Учитель обязан быть хозяином в классе. Это не имеет отношения к демократизму: хороший хирург не советуется с больным, хороший механик не слушает мнений хозяина сломанной машины. Без результата нет никакой демократии. Здесь – класс, работа. Педагог занят своим делом и обязан получить результат. Он должен понимать, что плод его усилий – работа учеников, хотят они этого или нет. Дети ценят умение научить и заставить учиться, если нужно. Но если учитель не умеет учить, его не примут всерьез.

Правило 3. Сказал – сделал!

Если учитель хочет уважения от детей, то он должен уважать себя. А это значит – отвечать за то, что сказал. Проблем с дисциплиной не будет, если педагог говорит только то, что делает. И делает, что говорит! Если он сказал: «Выгоню!» – то ученик должен выйти из класса. Да, за это можно получить замечание или даже выговор от завуча или директора, но это потом. Если сказал: «Всем – два!» – то нужно брать журнал или дневники и ставить всем, что обещал. Через определенное время учитель научится не болтать лишнего.

Правило 4. Администрации жаловаться нельзя!

Педагог, знающий себе цену, не пойдет жаловаться. Он будет решать проблемы дисциплины сам. Пусть он применит самые «жесткие» меры, но его зауважают. Ведь честный человек справляется с трудностями напрямую, без посредников. А если учитель все же приведет на урок директора или завуча, то ребята его не примут всерьез, для них он окажется «слабаком» – и проблемы с дисциплиной будут всегда!

Следующая группа проблем связана с психолого-педагогическим общением, то есть взаимодействием учителя и учащегося. Для этого педагогу необходимы соответствующие знания, умения и навыки. Основными компонентами здесь являются: обмен информацией – коммуникация; обмен действиями – интерактивный компонент; восприятие и понимание другого человека – перцептивный компонент.

Детей учат не наставления педагога, а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, успех служат ключом к результатам обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *