Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

 

Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Структура современного здоровьесберегающего урока

Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень актуален и важен. Он стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые.

Обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Организация урока в условиях использования здоровьесберегающих технологий предусматривает:

— чередование видов деятельности;

— использование наглядных пособий;

— включение в деятельность элементов творчества;

— обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание ситуации успеха каждому ученику;

— эмоциональность и доброжелательность учителя, благоприятный психологический климат, доброжелательное сотрудничество учащихся;

— проведение физкультурных пауз, упражнений на релаксацию, музыкальных пауз;

— оптимальную (соответствующую возрасту) дозировку домашнего задания.

Принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологическогоздоровья. Это:

  • принцип двигательной активности;
  • принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  • принцип реализации эффективного закаливания;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка;

Для реализации данных принципов выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения.

Здоровьесберегающие действия на уроке: 

1.Оптимальная плотность урока

  • количество видов учебной деятельности
  • их смена
  • длительность и чередование
  • отвлечения от учебной работы

2.Чередование видов учебной деятельности

  • чтение,
  • письмо,
  • слушание,
  • рассказ,
  • рассматривание пособий,
  • ответ на вопрос,
  • решение примеров.
  • просмотр видеосюжетов и презентаций
  • рассматривание наглядных пособий

На уроке необходимо использовать:

  • не менее трех разных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, игровой, самостоятельная работа и т.д.
  • использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (свободная беседа, свобода творчества, выбор способа действия, работа над проектом, ученики в роли учителя, работа в группах, ролевая игра, ученик как исследователь, самооценка, взаимооценка и другие).Рекомендации:
  1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
  2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек
  • речевая гимнастик

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

Наличие эмоциональных разрядок  необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.

  • поговорка,
  • высказывание,
  • веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка

шутка, улыбка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка,
  • высота ножек стула должна равняться длине голени,
  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол,
  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка,
  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см,
  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов,
  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы,
  • позвоночник опирается на спинку стула,
  • предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно,
  • надплечье находятся на одном уровне.

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом,непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

3.Положительные эмоции

Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.

Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни.

Необходимо поддерживать у учащихся мотивации к учебной деятельности (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) на протяжени всего урока.

Следует подчеркнуть, что для достижения заметного здоровьесберегающего результата необходима комплексность и системный характер проводимой работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *