Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для Х класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (повышенный уровень)

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» (далее – учебная программа) предназначена для изучения на повышенном уровне учебного предмета «Русский язык» в Х классе учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.
  2. Настоящая учебная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Из них на контрольные письменные работы – 9 часов: на диктанты – 2 часа, на изложения – 4 часа, на сочинение на языковую или свободную тему – 1 час; на тестовые работы – 2 часа; 4 часа – резервные (по усмотрению учителя резервные часы могут быть использованы для написания сочинения на литературную тему).
  3. Цель изучения учебного предмета «Русский язык» – обучения русскому языку в X классе на повышенном уровне – углубление и расширение знаний, совершенствование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) и в различных сферах и ситуациях общения; развитие средствами русского языка интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся.
  4. Задачи изучения учебного предмета «Русский язык»:

развитие и совершенствование языковой компетенции учащихся (углубленное и расширенное предъявление учащимся знаний о системе русского языка; организация усвоения действующих в устной и письменной речи норм – лексических, грамматических, стилистических, правописных – с привлечением более сложного языкового материала; совершенствование всех видов языкового разбора за счет включения в учебный процесс более детализированных, по сравнению с базовым уровнем, знаний о языковых объектах); совершенствование языковой личности путем расширения сведений об изобразительно-выразительных средствах русского языка и развития способностей анализировать и оценивать различные языковые явления с прагматической и эстетической точек зрения;

развитие и совершенствование речевой компетенции учащихся на основе расширения знаний о видах речевой деятельности и речевой ситуации, нормативно-речевых навыков и умений (соблюдение норм русского литературного языка, правил отбора речевых средств с учетом речевой ситуации);

развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся (обучение созданию первичных и вторичных текстов различной жанрово-стилистической принадлежности с опорой на грамматику текста и коммуникативные качества речи; развитие навыков информационной переработки текстов на основе сформированных речеведческих понятий; совершенствование коммуникативных умений общения в различных речевых ситуациях);

развитие и совершенствование риторической компетенции учащихся на основе овладения приемами эффективного речевого общения, подготовки и ведения дискуссии, полемики, усвоения знаний о правилах подготовки и эффективного произнесения разных видов монологической речи, совершенствования риторических умений и навыков в процессе работы над различными видами речевой деятельности;

развитие и совершенствование лингвокультурологической и социокультурной компетенций учащихся на основе усвоения знаний о языке как феномене культуры, его роли в формировании системы общечеловеческих и национальных идеалов, традиций, обычаев, ценностей русского и белорусского народов, норм, регулирующих поведение личности в обществе.

  1. Рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания: на учебных занятиях целесообразно сочетать фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы обучения; с целью активизации познавательной деятельности учащихся рекомендуется использовать методы проблемного обучения, интерактивные и эвристические методы, дискуссии, метод проектов и др. Выбор форм и методов обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе целей и задач изучения конкретной темы, сформулированных в учебной программе требований к результатам учебной деятельности учащихся.

Работа по развитию связной речи обязательно организуется на каждом уроке, при изучении всех разделов и тем курса русского языка (выделение часов на обучающие виды работ по развитию связной устной и письменной речи учащихся планирует учитель, исходя из общего количества часов, отведенных на изучение данной темы).

Рекомендуемые виды учебной деятельности (устной и письменной): учебное сообщение обобщающего и систематизирующего характера (в устной и письменной форме) на основе материалов учебного пособия (таблиц, схем, алгоритмов и др.), материалов справочных пособий; составление плана текста, тезисов, конспекта; самостоятельное составление таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов для обобщения и систематизации изученного материала; анализ текста с целью выявления средств и приемов выразительности; комплексный анализ текста; стилистический анализ текста, сопоставительный анализ текстов и т. д.; анализ речевого поведения спорящих литературных героев; создание текстов дискуссионного характера; выявление и устранение речевых и грамматических ошибок; редактирование текста; написание текста доклада, реферата; изложение (подробное, выборочное, сжатое, с дополнительным заданием); сочинение (описание, повествование, сочинение-миниатюра; сочинение-рассуждение на морально-этическую, общественно-политическую, литературную, научную тему, по предложенному тезису и т. п.); творческие работы в различных жанрах речи; написание отзыва о спектакле, фильме, книге и т. п.

Для диагностики усвоения теоретических сведений, определения результатов учебной деятельности рекомендуются следующие формы контроля: учебное сообщение учащегося; диктанты различных видов; изложение (подробное, сжатое, выборочное); сочинение (сочинение-описание; сочинение-повествование, сочинение-рассуждение); различные виды языковых разборов; тестовая работа.

  1. Теоретическая и практическая направленность обучения русскому языку и развития речи учащихся подчинены компетентностному подходу, который объединяет два понятия: образовательная компетенция и компетентность. Образовательная компетенция – это общая норма, результат подготовки учащегося по учебному предмету (русскому языку). Содержание образовательной компетенции регламентирует предметно-деятельностную составляющую учебного процесса, комплексное достижение его целей, запланированного результата. Компетентность – это личностные достижения учащегося в области теории и практики владения языком.

Различают метапредметные и предметные компетенции. Важными для обучения русскому языку являются такие метапредметные компетенции, как ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная. Они регулируют содержательный компонент привлекаемых текстов, учебно-познавательную работу с информацией, с учебными моделями, общими схемами; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогии и т. д.

Приоритетными для обучения русскому языку являются предметные компетенции: языковая, речевая, коммуникативная, лингвокультурологическая, социокультурная.

Языковая (лингвистическая) компетенция предполагает формирование у учащихся системы знаний о различных языковых единицах, их лексических, грамматических и функциональных характеристиках; о функционально-стилистической системе русского языка; о комплексном анализе текста; ознакомление учащихся с элементами истории науки о языке, с научными достижениями выдающихся русских и белорусских ученых-лингвистов прошлого и современности; формирование у учащихся исследовательских умений, которые опираются на опознавательные, классификационные, аналитические и синтетические умения работы с объектами языка; осмысленное усвоение учащимися языковых явлений; развитие языковой рефлексии – способности улавливать существующие в языке закономерности, наблюдать за собственной речевой деятельностью и речью других носителей языка.

Речевая компетенция – это владение знаниями о речи в ее соотношении с языком, о видах речевой деятельности, о речевой ситуации; это нормативно-речевые навыки и умения (соблюдение норм русского литературного языка: произносительных, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, стилистических, правописных (орфографических и пунктуационных) в процессе речевой деятельности; соблюдение правил отбора речевых средств с учетом сферы общения).

Коммуникативная компетенция – это владение учащимися средствами языка и речи для реализации целей общения. Содержательными компонентами коммуникативной компетенции являются: а) сферы деятельности; б) ситуации общения и тактика коммуникации в зависимости от ситуации; в) типы текстов и правила их построения.

Коммуникативная компетенция – это коммуникативно-текстовые умения: а) на уровне текстовосприятия (понимание содержания воспринятого текста, анализ его структурно-логической организации, выявление признаков текста); б) на уровне текстопорождения (подчинение содержания текста теме, отбор опорных слов и ключевых предложений; накопление материала по теме, его структурирование в соответствии с жанрово-типологической принадлежностью текста и его категориальными признаками; отбор языковых средств и средств выразительности речи с учетом типологической и стилистической принадлежности текста; оценка отобранных языковых средств с точки зрения соответствия коммуникативным качествам речи (правильности, логичности, точности, уместности, богатству, выразительности); совершенствование созданного текста с целью его улучшения.

Риторическая компетенция – это знание теории публичной речи и владение разнообразными диалогическими и монологическими формами речевого общения, способами и умениями контролировать и совершенствовать свое речевое поведение и речь в конкретной речевой ситуации, способами оценки аудитории, свободное владение словом и приемами реагирования на реплики собеседника.

Социокультурная компетенция – это совокупность знаний о культурном наследии страны, национально-культурной специфике народа (обычаях, идеалах, традициях, ценностях, правилах речевого
поведения и т. п.).

Лингвокультурологическая компетенция – это владение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, знание афористики и фразеологии с точки зрения отражения в них культуры, национально-психологических особенностей, опыта русского народа.

Кроме компетентностного подхода, теоретическую и практическую базу обучения языку и речи определяют системно-функциональный, коммуникативно-деятельностный, социокультурный и лингвокультурологический подходы.

Системно-функциональный подход предполагает усвоение системы русского языка, единиц разного уровня с точки зрения значения, строения и назначения в речи; отбор и организацию языкового материала для создания различных видов текста с целью совершенствования языковой и речевой компетенции учащихся.

Коммуникативно-деятельностный подход обеспечивает максимальное приближение образовательного процесса к реальному общению. Объектом обучения с позиции этого подхода является речевая деятельность во всех ее видах, что способствует совершенствованию коммуникативной компетенции.

Лингвокультурологический и социокультурный подходы к обучению русскому языку предполагают ознакомление с материальными и духовными ценностями, способами выражения которых являются язык, литература, искусство, история и др., умение пользоваться полученными знаниями о культурном наследии страны, обычаях, традициях, социальных стереотипах и т. д. в процессе общения. Лингвокультурологический и социокультурный подходы направлены на развитие речевой культуры и личностных качеств учащихся на основе освоения языка как средства постижения русской и национальной культуры в контексте общемировой. Эти подходы осуществляют совершенствование лингвокультурологической и социокультурной компетенций.

Учебный материал для изучения на повышенном уровне группируется по блокам с учетом основных содержательных линий. Принципами отбора содержания обучения русскому языку в X классе на повышенном уровне являются: значимость теоретических сведений для всех видов речевой деятельности; учет функционально-семантических особенностей языковых единиц; опора на текст как на предмет обучения и как на результат (продукт) речевой деятельности; опора на этнокультуру при отборе теоретических сведений и дидактического материала.

 

 

ГЛАВА 2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Повторение изученного в VIII–IX классах (4 ч)

Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса. Синонимичные синтаксические конструкции. Пунктуационная норма.

 

Общие сведения о языке (2 ч)

Русский язык как один из государственных языков Республики Беларусь. Русский язык в международном общении.

Русский язык как развивающееся явление. Этапы развития и место русского языка в кругу славянских языков. Исторические изменения в лексике, морфемном составе и морфологических характеристиках слов.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Понимать роль русского языка в Республике Беларусь, в кругу славянских языков и на международной арене; знать основные положения Закона «О языках в Республике Беларусь»; учитывать исторические изменения в русском языке при анализе языковых единиц.

 

Текст и его признаки (3 ч)

Текст. Структура текста. Основные признаки текста: тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, смысловая цельность, завершенность.

Смысловая и структурная связность текста. Средства структурной связности текста (местоимения, лексический повтор, синонимы, перифразы, однокоренные слова, вводные слова, союзы, местоименные наречия, синтаксический параллелизм).

Функционально-смысловые типы речи: описание (виды, композиция), повествование (виды, композиция), рассуждение (композиция, виды доказательств). Взаимодействие различных типов речи в тексте.

Особенности использования языковых единиц в текстах, принадлежащих разным типам и стилям речи.

Комплексный анализ текста.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Определять основные признаки текста, различать функционально-смысловые типы речи; использовать в тексте языковые единицы, обеспечивающие реализацию его признаков; осуществлять комплексный анализ текста.

 

Культура речи (4 ч)

Нормы русского литературного языка: орфографическая, произносительная (орфоэпическая, акцентологическая), речевая (лексическая), стилистическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная.

Коммуникативные качества речи: точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность.

Средства и приемы выразительности речи на разных языковых уровнях: лексическом, фонетическом, грамматическом.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Понимать значимость владения культурой речи; знать типы языковых норм и основные качества речи; выявлять и исправлять ошибки в устной и письменной речи, устанавливать причины их появления.

 

Функциональные стили речи (3 ч)

Функции языка. Функциональные стили и их основные признаки. Взаимосвязь функций языка и функциональных стилей.

Стилистический анализ текста

Стилистическая норма. Употребление слов и синтаксических конструкций в соответствии со стилистической принадлежностью текстов.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Определять основные признаки стилей речи, иметь представление о стилеобразующих средствах языка; разграничивать функциональные стили речи; определять стиль предложенного текста и аргументировать свой выбор; выявлять и устранять стилистические ошибки; распознавать в тексте стилистически окрашенные языковые средства; употреблять слова и синтаксические конструкции в соответствии со стилистической принадлежностью текстов; создавать тексты определенного функционального стиля (с учетом сферы применения, цели, условий общения, содержания, адресата).

 

Жанры речи (5 ч)

Диалогическая речь. Жанры диалогической речи (ознакомление). Дискуссия и корректные приемы ее ведения. Правила формулирования аргументов.

Тексты дискуссионного характера. Дискуссионные и недискуссионные темы. Речевое поведение участников спора. Конструктивная и деструктивная речевая манера.

Обобщение (от примеров к выводу) и конкретизация (от правила к примерам) как способы рассуждения.

Доклад как жанр речи. Научный доклад, его подготовка (изучение темы доклада), композиция, языковое оформление. Подготовка к произнесению доклада.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Выявлять дискуссионные темы; анализировать речевое поведение спорящих; владеть корректными приемами ведения спора; правилами формулирования аргументов; владеть навыками ведения дискуссии; создавать тексты дискуссионного характера; создавать текст доклада на научную тему.

 

Слово как основная единица языка (41 ч)

 

Звуковая сторона слова (4 ч)

Звуковая сторона слова: характеристика гласных звуков, согласных звуков, изменение качества гласных и согласных звуков, ударение.

Современные произносительные нормы. Орфоэпические словари.

Звуковая выразительность речи. Изобразительно-выразительные возможности фонетики. Звукопись. Ассонанс и аллитерация как средства выразительности.

Произносительная норма. Произнесение слов в соответствии с современными нормами, зафиксированными в орфоэпических словарях.

 

Смысловая сторона слова (7 ч)

Разграничение лексического и грамматического значения слова.

Речевая (лексическая) норма. Речевые ошибки и способы их устранения.

Однозначные и многозначные слова; их отражение в толковых словарях. Прямое и переносное значения слова. Типы переносных значений и пути их возникновения. Метафора и метонимия как средства выразительности.

Омонимы и их употребление в речи. Способы разграничения омонимов и многозначных слов. Словарные статьи в толковом словаре для многозначного слова и омонимов. Словари омонимов. Омонимы как выразительное средство для создания шуток и каламбуров.

Синонимы и их употребление в речи. Языковые, стилистические, полные (абсолютные), авторские синонимы; их функции в тексте. Синонимический ряд. Словари синонимов. Синонимы как выразительное средство.

Антонимы и их употребление в речи. Однокоренные и разнокоренные, общеязыковые и контекстуальные антонимы; их функции в тексте. Словари антонимов. Антонимы как средство выразительности речи. Стилистические фигуры, основанные на антонимии (антитеза, оксюморон).

Фразеологические обороты, их признаки и употребление в текстах разных стилей. Разграничение фразеологизмов и свободных словосочетаний. Однозначные и многозначные устойчивые обороты. Синонимичные и антонимичные фразеологические обороты. Фразеологические словари русского языка. Фразеологические обороты как средство выразительности речи.

Речевая (лексическая) норма. Употребление слов в соответствии с их лексическим значением. Разграничение омонимов и многозначных слов. Уместное использование синонимов и антонимов. Употребление фразеологических оборотов в соответствии с их лексическим значением.

 

Состав слова. Образование слов (8 ч)

Морфема как значимая часть слова. Классификация морфем.

Разбор слова по составу. Значимость морфемного состава слова для решения орфографических задач. Орфограммы в приставках, в корнях слов, в суффиксах и окончаниях. Трудные случаи морфемного разбора. Морфемный, морфемно-орфографический словари. Морфемы-синонимы, морфемы-омонимы и морфемы-антонимы; их стилистические особенности.

Производное и производящее слова. Словообразовательная цепочка. Основные способы образования слов. Словообразовательный разбор. Словообразовательные словари русского языка.

Словообразовательная норма.

Текстообразующие функции производных слов. Однокоренные слова и тематическое единство текста.

Изобразительно-выразительные возможности словообразования. Окказионализмы как явление авторского словообразования. Использование однокоренных слов для создания художественного образа.

Грамматическая (словообразовательная) норма. Образование слов в соответствии с правилами сочетания морфем.

 

Изменение слова (части речи) (22 ч)

Система частей речи в современном русском языке: самостоятельные, служебные части речи, междометия и звукоподражания. Основные признаки частей речи: частеречное значение, набор грамматических категорий, синтаксические функции. Омонимия частей речи и грамматических форм.

Морфологическая норма. Грамматические ошибки.

Имя существительное как самостоятельная часть речи. Трудные случаи употребления существительных в речи: определение рода неизменяемых и сложносокращенных слов, одушевленности – неодушевленности существительных, образование форм именительного и родительного падежей множественного числа существительных, особенности склонения различных групп существительных.

Текстообразующие функции имени существительного: обеспечение тематического единства, связности, развернутости текста. Существительные одной тематической группы как ключевые слова текста.

Изобразительно-выразительные возможности имени существительного: экспрессивное употребление собственных имен существительных («говорящие» фамилии и названия населенных пунктов), нестандартное употребление родовых характеристик, форм числа существительных и др.

Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. Неоднородность форм имен прилагательных. Трудные случаи употребления прилагательных в речи: образование и употребление кратких и полных форм прилагательных, образование и употребление форм степеней сравнения, склонение притяжательных прилагательных.

Текстообразующие функции имени прилагательного: прилагательные как основа текстов-описаний (художественное и деловое описание человека, предмета).

Изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного: переносное употребление прилагательных разных разрядов, имена прилагательные как основа цветописи, прилагательные-эпитеты. Словари эпитетов.

Имя числительное как самостоятельная часть речи. Трудные случаи образования и употребления имен числительных: склонение числительных, сочетаемость собирательных числительных с именами существительными, образование числительных, обозначающих дробные числа, и форм сочетающихся с ними существительных.

Текстообразующие функции имени числительного в научном и официально-деловом стиле.

Изобразительно-выразительные возможности имени числительного: использование числительных в составе фразеологических оборотов, пословиц, поговорок; символическое значение числительных.

Местоимение как самостоятельная часть речи. Грамматическая неоднородность местоименных слов. Лексико-грамматические разряды местоимений. Трудные случаи склонения и употребления местоимений.

Текстообразующие функции местоимения: местоимения как средство связи предложений в тексте.

Изобразительно-выразительные возможности местоимения: экспрессия противопоставления личных (мы – вы, ты – вы, мы – они
и др.) и притяжательных (наш – ваш и др.) местоимений; лекторское мы, используемое для выражения общности с аудиторией; переносное употребление личных местоимений и др.

Глагол как самостоятельная часть речи. Система форм глагола: инфинитив, спрягаемые формы, причастие, деепричастие.

Трудные случаи морфологического разбора глагола: определение переходности/непереходности, наклонения, спряжения и др. Грамматические ошибки, связанные с образованием форм глагола.

Закономерности образования причастий и деепричастий. Грамматические ошибки, связанные с образованием причастий и деепричастий.

Текстообразующие функции глагольных форм в тексте-повествовании и тексте-описании.

Изобразительно-выразительные возможности глагола: переносное употребление глагольных форм, использование глагольных форм для выражения побуждения, просьбы, категорического приказа, совета; особенности употребления инфинитива в поэтической речи; глагольные метафоры и олицетворения как средства выразительности и др.

Наречие как самостоятельная часть речи. Знаменательные и местоименные наречия. Предикативные наречия. Омонимия наречий на -о (-е) и кратких прилагательных среднего рода, степеней сравнения наречий и прилагательных. Словообразование наречий.

Текстообразующие функции наречия: местоименные наречия как средство связности текста, роль наречий места и времени в тексте-описании и тексте-повествовании и др.

Изобразительно-выразительные возможности наречия: наречие как способ характеристики действия, синонимия и антонимия наречий, употребление предикативных наречий для передачи состояния природы и человека и др.

Предлог, союз, частица как служебные части речи. Омонимия служебных частей речи и самостоятельных слов. Грамматические ошибки, связанные с нарушением норм употребления предлогов.

Текстообразующие функции служебных частей речи: союзы как средство связности; предлоги, союзы, частицы как средство стилистической маркированности текста.

Изобразительно-выразительные возможности служебных частей речи: синонимия союзов, синонимия предлогов, смысловая и стилистическая дифференциация служебных слов-синонимов; полисиндетон (многосоюзие) и асиндетон (бессоюзие) как стилистические фигуры; особенности употребления предлогов в фольклорных текстах; разнообразие значений, передаваемых частицами, и др.

Междометия как особая часть речи. Звукоподражательные слова.

Изобразительно-выразительные возможности и текстообразующие функции междометий и звукоподражательных слов. Использование «этикетных», эмоциональных, «побуждающих к действию» междометий в разных речевых ситуациях, в текстах разных типов и стилей речи.

Грамматическая (морфологическая) норма. Употребление несклоняемых и сложносокращенных существительных в речи; употребление существительных, определение рода которых традиционно вызывает затруднения (домишко, вуаль, шампунь и др.); особенности словоизменения имен существительных (образование форм И. п. мн. ч., Р. п. мн. ч., склонение имен собственных и др.); употребление падежных форм одушевленных и неодушевленных имен существительных во множественном числе.

Употребление имен прилагательных в полной и краткой форме; употребление кратких форм имен прилагательных мужского рода на -ен (-енен); образование форм степеней сравнения прилагательных.

Употребление количественных и порядковых числительных; употребление сочетаний, обозначающих дробные числа; употребление собирательных числительных с существительными.

Употребление падежных форм притяжательных местоимений; употребление личных, отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами.

Образование временных форм глаголов, имеющих чередование в основе; а также глаголов выздороветь, обессилеть, мучить и т. п.; образование форм разноспрягаемых глаголов; образование форм повелительного наклонения глаголов лечь, ехать и др.

Образование причастий и деепричастий.

Образование форм сравнительной степени наречий на -о (-е).

Употребление производных и непроизводных предлогов в словосочетаниях, иллюстрирующих особенности управления в современном русском языке.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Знать и соблюдать произносительные, речевые, словообразовательные и морфологические нормы современного русского языка;

уметь пользоваться различными словарями: орфоэпическим, толковым, словообразовательным и др.;

выявлять, анализировать и исправлять факты нарушения языковых норм;

знать морфологические признаки частей речи, их синтаксические функции;

определять частеречную принадлежность слов, разграничивать омонимичные формы и части речи на основе лексических, морфологических и синтаксических признаков;

определять текстообразующие функции частей речи;

определять изобразительно-выразительные функции языковых единиц;

целенаправленно и осознанно использовать в устной и письменной речи различные языковые единицы с учетом конкретной коммуникативной задачи;

создавать тексты различной жанрово-стилистической принадлежности.

 

Орфография как система правил правописания (26 ч)

Проверяемые написания. Правописание гласных и согласных в частях слова. Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Правописание гласных о, е (е) после шипящих.

Фонетические написания. Правописание приставок, оканчивающихся на з, с. Правописание гласных и – ы после приставок, оканчивающихся на согласный, в словах с международными словообразовательными элементами, в сложносокращенных словах. Правописание гласных о – е после ц.

Непроверяемые написания. Написание гласных и согласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных о – а в корнях слов. Правописание чередующихся гласных е – и в корнях слов. Правописание гласных и – ы после ц. Правописание слов с двойными согласными.

Правописание ъ и ь. Три функции мягкого знака: разделительный, обозначающий мягкость согласного, показатель грамматических форм слов разных частей речи.

Правописание приставок пре-, при-. Написание пре-, при- в соответствии со значением приставок. Трудные случаи правописания пре-, при-.

Правописание имен существительных. Правописание имен существительных женского и среднего рода на -ья, -ье, -ье (-ия, -ие, -ие) в родительном падеже множественного числа. Правописание суффиксов имен существительных.

Правописание имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание глаголов. Правописание глаголов с приставкой обез- (обес-). Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). Правописание гласных перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени.

Правописание причастий. Правописание гласных перед суффиксами причастий прошедшего времени. Правописание суффиксов причастий настоящего времени.

Правописание н и нн в словах разных частей речи.

Правописание суффиксов наречий.

Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание сложных существительных, прилагательных и числительных. Слитные, раздельные и дефисные написания наречий и наречных сочетаний. Слитные, раздельные и дефисные написания предлогов, союзов, частиц.

Правописание не со словами разных частей речи: с существительными, прилагательными (полными и краткими), наречиями, причастиями, отглагольными прилагательными, глаголами и деепричастиями.

Различение и правописание частиц не и ни. Правописание приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях и наречиях.

Орфографическая норма. Правописание слова и его значимых частей (приставок, суффиксов, окончаний) в соответствии с современными правилами орфографии.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Находить орфограмму в слове, выявлять случаи нарушения орфографической нормы;

знать и применять на письме современные правила орфографии; осознанно пользоваться орфографическим словарем и справочными материалами по орфографии.

Повторение изученного в Х классе (4 ч)

Языковые нормы и культура речи.

Комплексный анализ текста. Стилистический анализ текста.

Дискуссия о русском языке в современном мире.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны:

владеть следующими коммуникативными (риторическими) умениями и навыками:

писать выборочные, сжатые, подробные изложения, изложения с дополнительным (грамматическим, стилистическим и творческим) заданием;

создавать и анализировать текст определенного функционального стиля речи (с учетом сферы применения, цели, условий общения, содержания, адресата, адресанта) и смыслового типа речи;

осуществлять стилистическую трансформацию текста;

вводить подтемы и ключевые слова для раскрытия темы сочинения, учебного сообщения, устного высказывания;

редактировать текст;

вводить в текст дополнительные фрагменты с определенным типовым значением (описание природы, состояния и внешности человека, описание памятника, трудового процесса и др.);

использовать в тексте изобразительно-выразительный потенциал фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических языковых единиц;

создавать тексты дискуссионного и полемического характера;

создавать научный доклад и произносить его перед слушателями;

писать сочинение-рассуждение на морально-этическую, общественно-политическую, литературную тему.

Добавить комментарий