ЗДОРОВЬЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Составляющие здоровья и медицинская статистика

«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто» — Сократ

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Следовательно, здоровье можно рассматривать с нескольких сторон:

  • физическое;
  • психическое;
  • социальное;
  • нравственное.

Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками, вредными привычками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих призывов звучало понятие “любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости”. Давайте вместе попытаемся разобраться в вопросах сохранения и укрепления здоровья, его принципах и составляющих, в том, как воспитать здорового во всех отношениях ребенка. Тогда тема нашей беседы так и прозвучит: «Здоровье – залог успешного воспитания и обучения». Ведь можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?

Данная тема на сегодняшний день очень актуальна, ведь по данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей:  за последние 10 лет заболеваемость детей до 14 лет выросла в 1,5 раза.

Анализ заболеваемости детей младшего школьного возраста показывает достаточно высокий уровень роста:

  • нарушения осанки (28,8 %);
  • нарушения зрения (23,3 %);
  • заболеваний ЛОР — органов (15, 7 %);
  • функциональных нарушений пищеварения (14, 4 %);
  • нарушения нервной системы (10 %);
  • расстройства обмена веществ (7,3 %);
  • хронических заболеваний (5, 84%)

Практически здоровыми можно считать только 10 % детей, а выпускников школы и того меньше – 5 %. 20 % детей в анамнезе имеют 5 и более диагнозов. Приведенные факторы свидетельствуют о неблагополучии здоровья наших детей.

На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы:

биологические факторы:    

  • наследственность, состояние здоровья матери во время беременности;
  • дискомфортные природные условия: резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха;
  • быстрое истощение резервных возможностей организма зимой;
  • ухудшение экологической обстановки: загазованность воздуха, загрязнение почвы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания;
  • семейные условия жизни и воспитания;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • значительное ограничение двигательной активности;
  • несбалансированное питание,
  • возрастающее светомерцающее, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов);

негативные факторы обучения:

  • традиционные технологии обучения;
  • чрезмерная перегрузка учебного процесса, вызывающая у детей переутомление и стресс;
  • неспособность многих педагогов реализовать индивидуальный подход к детям, с учетом их психических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
  • несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации образователього процесса.

добавим сюда:

  • социальную напряженность в обществе.

Правда, печальная картина открывается перед нами? Тогда нам стоит не только задуматься «Как в данных условиях воспитать здорового ребенка?», но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все подрастающее поколение  и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Воспитание уважительного отношения к здоровью, как  и воспитание нравственности и патриотизма, необходимо начинать с раннего детства. Ведь по мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Поэтому наше образовательное учреждение  испытывает острую потребность углубленно заниматься  оздоровлением детей.

Здоровьесберегающие технологии в образовании

Одним из  приоритетных  направлений  деятельности современных  школ  является  использование здоровьесберегающих технологий. Что мы понимаем под этим определением?

Здоровьесберегающие  технологии — это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Главным ориентиром педагогов современных школ  являются:

  • использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками;
  • сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка;
  • необходимость в дошкольном возрасте уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, и пр.);
  • сохранение ведущих видов деятельности (учебной с элементами игры);

 

  • создание условий для развития творческих и личностных потенциалов ребенка;
  • необходимый, достаточный и     рационально      организованный  двигательный режим;
  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата;
  • обучение культуре здоровья.

Предметом особого внимания является психическое самочувствие ребенка. Разработана система психогимнастики для детей, направленная на развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, способности эффективно взаимодействовать в общении и т.д. Упражнения, этюды, правила радостного общения, доброты, честности направлены на создание обстановки психологического комфорта. Обучение культуре здоровья обязательно строится в режиме активных методов обучения, с использованием игр, ситуаций общения, анализом реальных жизненных ситуаций, профилактики развития заболеваний. Эти элементы здоровьесбережения должны входить в каждый вид деятельности, независимо от формы организации, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации оздоровительной работы с детьми. Помимо утренней зарядки и занятий физической культурой, ежедневно можно проводить “Часы здоровья”, физкультурные минутки, упражнения, направленные на ослабление напряжения зрения. Можно использовать “тренажёры для глаз” по методике В.Ф. Базарного, занятия проводить  в режиме смены динамических поз. Во вторую половину дня дополнительно можно проводить динамический час, совместно с родителями Дни здоровья, спортивные развлечения, спартакиады.

Необходимо отметить, что здоровьесберегающие технологии объединяют формирование культуры здоровья не только детей, но и педагогов. «Почему педагогов», — спросите вы? Не следует забывать, что здоровье воспитанника или обучающегося во многом зависит от здоровья педагога, от его психологического состояния. Необходимо формировать сознательное и грамотное отношение к своему здоровью всех субъектов образовательного процесса.

Следует подчеркнуть, что для достижения заметного здоровьесберегающего результата необходима комплексность и системный характер проводимой работы. Для чего необходима преемственность в вопросах:

  • содержания обучения и воспитания;
  • форм и методов образовательной работы;
  • педагогических требований и условий воспитания детей;
  • сохранения и укрепления здоровья детей.

Ведь преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное — сохраняет “радость детства”. С другой — школа как преемник, подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.

Здоровье и здоровый образ жизни являются первоосновой полноценного развития ребенка. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Именно таких детей необходимо воспитать в современных учебных заведениях.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия государства и общества, отражающий не  только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие  и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

Роль учителя в укреплении здоровья школьников

Проблема воспитания здорового школьника — проблема общегосударственная, комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых сам учитель кровно заинтересован. Нам доверены дети того возраста, когда формируется гармонически развитая личность. Упущенное в дошкольном возрасте с большим трудом, но еще можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить практически невозможно. Роль педагогов  здесь особенно велика.

Что же конкретно может сделать учитель начальных классов?

1) контролировать обстановку и гигиенические условия в классе:

  • температуру и свежесть воздуха;
  • рациональность освещения класса и доски;
  • наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и других факторов внешней среды.

2) гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс:

  • это своевременная смена статического напряжения — 2 физкультпаузы или оздоровительные минутки. В состав упражнений на физминутках обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки с элементами самомассажа, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Оздоровительные минутки желательно проводить с музыкальным сопровождением.
  • смена динамических поз по методике В.Ф.Базарнова;

3)  организация двигательной активности:

  • гимнастика до уроков. Гимнастику организуем под музыку. Причем проводят ее сами ребята, подготовленные учителем физкультуры;
  • активный отдых на переменах, в свободное время – организация подвижных и малоподвижных игр проводится также самими учащимися, «дежурными – физкультурниками»;
  • динамическая пауза после второго урока для учащихся 1 класса;
  • прогулки на свежем воздухе после уроков, на которых ребята играют в подвижные игры;
  • занятия ЛФК во второй половине дня;
  • привлечение ребят в спортивные секции.

Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредотачиваться, находчивость и мужество, выносливость и пр.

4) смена различных видов учебной деятельности школьников:

  • за урок, занятие педагог должен сменить 4 — 7 видов деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
  • использовать не менее трех разных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, игровой, самостоятельная работа и т.д.
  • использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (свободная беседа, свобода творчества, выбор способа действия, работа над проектом, ученики в роли учителя, работа в группах, ролевая игра, ученик как исследователь, самооценка, взаимооценка и другие).

5) умелое и рациональное использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены — все это способствует положительным эмоциям учащихся.

Часто уроки природоведения и истории проходят  с использованием мультимедийных презентаций. Их достоинства:

  • полисенсорное восприятие материала;
  • многократно увеличенный вид;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

6)  создание благоприятного эмоционально-психологического климата:

  • поддерживание у учащихся мотивации к учебной деятельности (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) ;
  • наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни.

7) осуществлять индивидуальный подход к обучающимся:

Педагогу необходимо знать:

кто ребенок – визуал (зритель), аудиал (слушатель) или кинестетик (деятель); экстраверт или интроверт; характеристики  памяти и внимания, мышления каждого ребенка.

Эти данные педагог может получить из обследований психолога, а также посредствам собственного наблюдения.

8) постоянно наблюдать за состоянием здоровья обучающихся: зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, педагог может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и.т.п.) и информировать об этом медицинского работника, что содействует раннему и более успешному лечению ребенка.

9) обучение культуре здоровья:

  • проходит на «Уроках здоровья», физической культуры,
  • на серии уроков природоведения («Строение тела человека», «Путешествие по городу Здоровейску», «Экология и здоровье человека» и другие);
  • уроках ОБЖ, где рассматриваются вопросы о чрезвычайных ситуациях, правилах дорожного движения, первой медицинской помощи и другие;
  • при решении в содержательной части других уроков и занятий вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, выработкой индивидуального способа безопасного поведения.

10) поддерживать самый тесный контакт с семьей по вопросам здорового образа жизни.

Педагог многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми.

 

Для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться им в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепления их здоровья.

В этом поможет здоровьесберегающая технология профессора В. Ф. Базарного.

Это применение зрительных меток, сенсорно- моторных тренажёров. Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. Данная методика не затрагивает принципиальных положений содержания педагогического обучения. Она касается лишь физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и режимов обучения.

По мнению специалистов, причина многих заболеваний – недостаток движений. Всё это приводит к тому, что учащиеся в процессе чтения и письма пребывают в хроническом сенсорно – моторном, психоэмоциональном  и нервно – вегетативном напряжении. Отмеченные виды напряжённости угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно – сосудистых, нервных расстройств. К тому же всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Умственная же работоспособность  и успешность овладения детьми школьной программой напрямую зависит от показателей здоровья.

В чём же суть данной системы обучения и воспитания? На этот вопрос так отвечает автор этой методики, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессор В. Ф. Базарный: «Наша задача: сохранить  и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для   её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы  — режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Стоя — за конторкой, а сидя — за партой. Вместо сухих страниц учебника – экологические буквари. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прокован к столу, — поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажёров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть всё время в действии».

Владимир Федорович считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Вот поэтому мы возвращаем детям весь диапазон запахов, звуков, цвета…детей поддерживаем на волне эмоциональной активности и естественного интереса…».

Что собой представляет эта методика?  В. Ф. Базарный предложил техническое решение, позволяющее сохранить существующую мебель, внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности и решить такую важную для здоровья детей проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся.

Первое – это заменить традиционную противоестественную рабочую позу школьников (в положении “сидя”), негативно влияющую на их физическое, психическое и духовное развитие.  На традиционные столы добавить приставку в виде удобной конторки и приучить детей   работать в разных позах “стоя — сидя”. Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола. Это позволяет, чтобы один ученик работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Учащиеся, поочерёдно меняются местами, работают часть урока, то стоя, то сидя. планировать уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое. В позе “стоя” ребята стоят на массажных ковриках.    Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно- образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках применять специально разработанный «Экологический букварь» (экологическая картина — панно). Экологического панно располагается на одной из стен кабинета. Оно меняется с наступлением каждого времени года.

Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. При таком режиме занятий сохраняются пространственно — метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармоничного формирования не только собственно функций зрения, но  и высших психических отражательных способностей. Такой режим способствует активации зрительного сосредоточения вдаль, формированию навыка целостного восприятия изучаемого объекта, слогов, слов и т. д.  Это способствует формированию ассоциативного, то есть наиболее экономного режима восприятия, поддержанию гармоничного развития пространственно — метрических функций зрительного восприятия, чувства локализации в пространстве, глубинного зрения, остроты зрения. Максимальный размер шрифта от 1 до 5 см, цвет подбирается из учёта его психологического воздействия на ребёнка.

Белый — Ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко  всему.

Чёрный — В небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.

Коричневый — В сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных

цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.

Красный — Возбуждает, раздражает.

Голубой — Ухудшает настроение.

Зелёный — Улучшает настроение, успокаивает.

Жёлтый — Тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

Экологическое панно на различных этапах уроках  использовать по своему усмотрению.

Например, на уроке русского языка по теме: «Имя прилагательное» — на этапе закрепления было предложено с помощью словосочетаний на карточке и слов на экологическом панно составить предложения, так чтобы получился рассказ.

На уроке математики, на этапе повторения при решении задач предложить  ребятам найти соответствующую краткую запись. На панно прикрепить несколько видов краткой записи.

Важнейшая особенность уроков в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих учащихся заданий. Для этого на уроках применяются сенсорно-моторный тренаж. Эта методика представляет важные

эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психическую активность детей на уроках.  На крестах расположить сюжетный комплекс “времена года» (или другой сюжет). Под каждой картинкой поместить в соответствующей последовательности  одну из цифр: 1 — 2 — 3 — 4. Дети, находясь в положении свободного стояния, под команду   фиксируют взгляд по очереди на соответствующей  данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно-сочетательные движения глазами, головой и туловищем.

При выполнении задания изображённом на фотографии  учащимся необходимо  среди выражений, расположенных на крестах, которые  приводятся во вращательные движения, найти выражения с определённым ответом. Результатами таких упражнений с использованием методики  подвижных сенсорно-координаторных тренажей, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации.  Задания для этого вида тренажёров  используются разнообразные.

Например, на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное».

—  На доске записаны слова. Что это за части речи?

голуб….

колюч…

душист..

лесн…у. — К каждому из слов подобрать подходящие по смыслу имена существительные,

которые расположены на подвижных «сенсорных крестах».

  1. перелеска 2. ландыш
  2. медуница 4. кактус

Организуя обучение в условиях расширения зрительно–пространственной активности – работу с расположенными на стенах классной комнаты «зрительными метками создаёт предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц.

Ручное подвижное наборное полотно, способствующее расширению зрительно-пространственной активности, так же позволяет переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый алгоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции. Эту логопедическую дорожку, шаговый ритм можно использовать при обучении детей чтению. Ученик,  держа в руках ручное подвижное наборное полотно с печатным текстом на расстоянии вытянутой руки, читает  текст по слогам, идя по кругу так, чтобы  на  каждый шаг приходился один слог.

Для этой же цели и отработки навыков правильного чтения используют  дидактическую дорожку. С правой и с левой стороны классной комнаты на уровне глаз учащихся располагаются дорожки, на которых набрано предложение, разбитое на слоги. — Стоя читаем на логопедической дорожке.

Бе            рё

зо            ва

я              ро

ща           вес

ной          о

жи           ва

ет.

Особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обеднённость школьной среды, зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения. С целью смягчения предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов – “СУС”. Дети, под руководством учителя, фиксируя взором траектории, учатся “обходить” схемы – траектории, а затем “оббегать” глазами сверху – вниз, слева – направо, по часовой и против часовой стрелки, по восьмёрке.

Использование данных методик по организации работы в условиях расширения зрительно – пространственной активности позволило бы достичь зрительной релаксации, позволяющей снять зрительное напряжение.

Проведение дифференцированных физминуток. Каждый ребёнок или группа детей в течение 1,5 -2 минут выполняют на уроке определённый комплекс упражнений:

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Упражнения для глаз.

Упражнения для улучшения осанки.

Точечный массаж.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

С помощью таких приёмов развиваются зрительно – моторная реакция, чувство

локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция.

Систематическое применение на уроках точечного массажа, дыхательной гимнастики, соблюдения санитарно –гигиенических норм, использования увлажнителя и аэронизатора воздуха, проведения курсов фитотерапии (осенью и весной), зарядки способствует тому, что ребята меньше болеют простудными заболеваниями.

Итак, здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного, технология здорового раскрепощённого развития детей даёт положительные результаты. « У детей, занимающихся в режиме «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» значительно улучшает состояние здоровья в целом, улучшается образно – сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети болеют очень редко. Кроме того эти учащиеся отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них укрепляются и развиваются внимание, память, воля, возрастает объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них хорошо развить творческое воображение. Наконец для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собранны. Всё описанное выше оказывается возможным потому, что благодаря  природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы человеческого организма, которые при обычных школьных условиях и факторах используются с очень малым КПД или даже просто заглушаются, подавляются. Кроме того, в результате специальных эмоционально – чувственных и психомоторных тренингов и упражнений у детей в структурах искалеченного предыдущим «воспитанием» мозга, отвечающих за те или иные психические функции, восстанавливаются природные нейродинамические модели и замещают прежние, дефектные. Этим объясняются достигаемые результаты».

Добавить комментарий