Первая любовь в жизни вашего ребёнка

Уважаемые папы и мамы!

Мы ответственны за то, научится ли ваш ребенок любить и будет ли он счастлив в дальнейшем. С вами, родители, своими сокровенными мыслями поде­лился В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, — это искренняя, преданная, верная любовь детей. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства — души ваших детей. Имя ему — ваша ответствен­ность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам… Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

Мы привыкли к фразе «любви все возрасты покорны». Вот и возраст наших с вами детей не устоял перед этим явлением. У наших детей наступила и наступает пора любви, первой влюбленности. Кто знает, какой они будет: стремительной, как ураган, или затяжной, как осенний дождь. Самое главное, что мы должны понять — она будет. (Тест «Хорошие ли вы родители»?)

Подросток в этот период первой влюблённости зачастую забывает об учебе, о своих обязанностях, перестает понимать родных и близких людей, проявляет против них агрессию и злобу, даже перестает иногда на какое-то время общаться, уходит в свой мир грез и мечтаний.

Вот поэтому так важно для родителей быть рядом со своим ребенком в период первой влюбленности, поддержать его, помочь избежать ненужных последствий.

Вообще, влюбленность — это глубокая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать общаться на этом уровне — значит сделать подростка несчастным. Отзываться плохо о предмете влюбленности своего ребенка значит испортить взаимоотношения со своим сыном или дочерью.

По статистике, в 4—7% случаев первая влюбленность ведет к браку.

Подростковая первая любовь в большей степени переживается именно как чувство, которое, казалось бы, не имеет границ, все­объемлюще и бесконечно.

— Как подростки переживают первую любовь?

— От чего зависят эти переживания?

— Имеются ли различия между подростками в пе­реживании чувства первой любви?

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:

  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
  2. С каким лицом общается с вами ваш ребёнок?
  3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

Учитывая мнение психологов о том, что информацию о человеке мы получаем через невербальное (неречевое) общение, в частности, через наблюдение за глазами собеседника, возьмём на вооружение следующие свойства экспрессии взгляда, ведь известно, что глаза – это зеркало души:

— широко открытые («вытаращенные») глаза – удивление, изумление;

— полностью открытые глаза – мечтательность, сентиментальность;

— закрытые, «занавешенные» глаза – скука, покорность;

— суженный или прищуренный взгляд – хитрость, коварство;

— сверкание глазами – нервозность, агрессия;

— сужение или расширение зрачка – возбуждение, страх.

Кроме степени «открытости» глаз, большое значение для конструктивного общения имеет навык понимания значения взгляда собеседника. Например:

— прямой взгляд – готовность к контакту;

— взгляд, направленный вдаль, — раздумье, сомнение;

— взгляд, направленный «сквозь» партнёра, — скрытая агрессия;

— взгляд, направленный мимо партнёра, — эгоцентризм;

— взгляд сбоку – скепсис, цинизм;

— суженный взгляд сбоку – пренебрежение, презрение;

— взгляд снизу – покорность;

— взгляд сверху вниз – гордость высокомерие;

— «уклоняющийся взгляд» — робость, боязливость.

Наблюдайте за мимикой вашего ребёнка, и вы многое сможете понять. А сейчас потренируемся это делать.

На вопрос, обращенный к мальчикам: «Что такое любовь?», они отве­чают: «Это чрезмерный всплеск положительных эмоций, связан­ных с бессознательными влечениями», или

«Это — сильное эмо­циональное переживание», или

«Это — неконтролируемые импуль­сы», либо ставят прочерк, видимо, не зная, как это чувство можно выразить словами. У мальчиков любовь связана с расходом энерге­тических ресурсов и слабо представлена в виде каких-либо осоз­нанных содержаний.

Для девочек-подростков свойственно доминирование платони­ческих отношений над сексуальными. При опросе девочек ответы имеют явную содер­жательную составляющую, и делятся на две группы: положитель­ные высказывания и отрицательные. К первым относятся следую­щие высказывания:

«Это — привязанность, доверие к любимому человеку, когда ты можешь поделиться с другим своими чувствами и переживаниями», или

«Это — позитивные переживания, принятие другого человека, уважение другой точки зрения, стремление ду­ши, телесное стремление, идеализирование положительных качеств и вытеснение отрицательных», или «Это — нежное чувство, уваже­ние, все хорошее»,

«Это — он и она».

К отрицательным высказыва­ниям относятся –

«Любовь — это болезнь, от которой нет лекарст­ва»,

«Это — страшное, но очень желанное чувство, готовность по­святить свою жизнь другому» и др.

В высказываниях девочек практически всегда присутствует некто «другой», «любимый», «он», которого чувствуют и понимают, даже не всегда ожидая от­ветного чувства.

Итак, любовь для подростка — чрезвычайно важное и жизненно необходимое чувство. Человеку, не пережившему под­ростковую любовь, встреча с любовью в более старшем возрасте стоит гораздо больших душевных страданий.

В чем же заключается роль взрослого на этом этапе?

1) Любви нужно учитьКонечно, любви не учат, как игре на фортепьяно, но нужны образцы, опыт, впитываемые с детства из самого воздуха семейной атмосферы.

2) Не нужно избегать разговоров, касающихся темы любви и аспектов, с ней связанных и волнующих подростка.

Эти переживания побуждают юношу и девушку быть чище и лучше. Если взрослые стремятся оберегать первую дружбу мальчиков и девочек, это предполагает, что взрослые должны помочь дружбе, направить ее, уберечь от пошлости и гря­зи.

3) Родителям следует доверять своему ребёнку.

Доверительность — лучшее, на что можно надеяться, но и в Океане Доверия много айсбергов… Опасностью может стать и чрезмерное доверие ребенка родителю.

4) Не защищайте подростка от любви.

Неоправданным является стремление взрослых (чаще, естест­венно, матери) уберечь подростка «до поры» от всяческих соблаз­нов, проистекающих из любых взаимоотношений с другим полом.

Некоторые родители считают, что не надо вмешиваться в сферу жизни подростка, касающуюся любви. Они считают, что жизнь са­ма всему научит. В итоге есть опасность того, что подросток станет психологически и нравственно инфантильным, что становится осо­бенно опасным в сочетании с ранней физиологической зрелостью.

5) Воспитывайте в детях веру в силу любви.

Даже если ваша собственная жизнь не стала подтверждением этого, не разрушайте у ребенка светлые и красивые представления об этом прекрасном чувстве. Один афонский подвижник сказал: «Грядут времена, когда только любовь спасет нас, учись растить в себе любовь… Мы пропадем без любви, пропадем…» Любовь, до­верие и терпение часто оказывается сильнее оружия.

6) Учите бережно расходовать свои чувства. Постарайтесь довести до ребенка мысль о том, что любовь — великая сила, но при неправильном использовании она может быть разрушительной! Помните известную историю о Ветре и прекрас­ном Цветке?

Ветер и Цветок

Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, вы­раженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыха­нием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:

— Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!

Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью из­меряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.

Учите подростка трепетному отношению к своим чувствам и чувствам других людей. И тогда любовь будет созидательной.

7) Помогите подростку понять, что любовь — интимное чув­ство, не нужно выставлять его напоказ.

Любовь не терпит лишних слов и хвастовства.

8) Не читайте моралей, исключите нравоучительный тон.

Как важно выбрать правильный тон! Как важно не обидеть не­ловким словом ранимого настороженного подростка.

9) Помогите подростку понять, что любовь — это ответст­венность.

Внушайте детям, что любовь только тогда нравственна, когда она умна, мудра, предусмотрительна. Чувство, не облагороженное разумом, не озаренное мыслью о будущем, плодит горе и страда­ния, опустошает души тех, кто имеет несчастье быть дитем такой любви.

Для ребенка в семье надо создать такие условия, где он на собственном опыте мог бы убедиться, что любовь — это открытость сердца и огромная требовательность к себе.

Слово о любви

Любить — это прежде всего отдавать.

Любить — значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить — значит страстно вести бои

За верность и словом, и каждым взглядом,

Чтоб были сердца до конца свои

И в горе и в радости вечно рядом.

Любить — значит истину защищать,

Даже восстав против всей вселенной.

Любить — это в горе уметь прощать

Все, кроме подлости и измены.

Любить — значит сколько угодно раз

С гордостью выдержать все лишенья,

Но никогда, даже в смертный час,

Не соглашаться на униженья!

Спасибо за внимание!

Памятка для родителей 

  1. Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знае­те или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с ва­шей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
  6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сек­суальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
  7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддерж­ку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.
  8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте вни­мание на любые изменения в поведении своего ребенка.
  10. Старайтесь защитить своего ребенка возможными средства­ми, если он в этом нуждается.

Тест «Хорошие ли вы родители?»

На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю».

  1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
  2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами детей, когда вы знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
  3. Ваша интуиция и опыт — лучшие советники в воспитании вашего ребенка.
  4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
  5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
  6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
  7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
  8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка отличия, которые иногда удивляют (радуют) вас.
  9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи своего ребенка.
  10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
  11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка — физическое наказание (ремень).
  12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
  13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
  14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
  15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.

Добавить комментарий