Чем занять ребенка в летнее время

Лето для детей – это долгожданные каникулы! Полноценный отдых летом может обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период родителям необходимо организовать детям отдых, наполненный новыми впечатлениями, общением со сверстниками, правильным и полезным питанием и закаливающими процедурами.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха: 

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия: 

  • Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
  • Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
  • Перебирать крупы;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Рисовать по номерам;
  • Плести из бисера;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • Полоскать рот;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
  • Лизать эскимо.

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи. 

  • Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка…»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
  • Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) — помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
  • «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.
  • «Доскажи словечко» — взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.
  • Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
  • — какими словами, красками можно описать время года;
  • — назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
  • — расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
  • — что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
  • Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:
  • Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….
  • Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….
  • Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…
  • Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;
  • «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
  • Что хорошего в болезни, а что плохого?
  • Что хорошего в дождике, а что плохого?
  • Играйте в слова, где изменяется только один звукпочка — дочка — точка — кочка…
  • «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
  • Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
  • Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Ориентировка в пространстве  

  • Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» — размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из — под стола).

Закрепление произносительных умений и навыков. 

  • Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая.

Чтение 

  • Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
  • Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку — обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  • Совместное чтение по ролям, составление кроссвордов по прочитанному.

Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Добавить комментарий