Дислексия и дисграфия не редкие болезни, но о них мало что известно. Ведь учителя, родители, друзья и знакомые ребенка могут не иметь представления как помочь ребенку в учебе и в повседневной жизни. Интересно знать, что эти болезни встречаются у гениев и талантливых людей. Поэтому так важно не терять время. У человека, страдающего дислексией присутствует и дисграфия. Дислексия – это неспособность овладеть навыками чтения, соответственно дисграфия – это неспособность овладеть навыками письма. Важно понимать, что эти болезни не связаны с интеллектуальной обделенностью, а дети с этими болезнями наоборот очень способны к обучению.
Как выявить дислексию на ранних этапах, ведь все дети изначально имеют проблемы с чтением и это не является дислексией. Со временем и с упорной практикой дети лишаются ошибок в чтении. Но некоторые дети так и не могут до конца освоить азбуку, в то время, как их сверстники успешно читают на скорость и с меньшим количеством ошибок. Такая особенность может быть связана с нарушением психического состояния ребенка, с гиперактивностью и с синдромом дефицита внимания.
Инклюзия детей с дислексией и дисграфией в школе
Все дети перед тем, как пойти в первый класс проходят собеседование с учителями. Чтение является одной из задач, поэтому дети, которым сложно дается чтение могут страдать от этих недугов. Некоторые дети молчаливые и не идут на контакт, дислексик наоборот. Часто педагоги удивляются осложненному восприятию дислексиками уроков чтения и письма, ведь все дети с этим недугом, активные, коммуникабельные, творческие, умеют красиво говорить. Итак, как распознать дислексию у ребенка родителям и учителям:
- Ребенок во время чтения пропускает буквы;
- Пропускает целые строки;
- Не понимает прочитанного и не может пересказать;
- Неправильно ставит ударения;
- Знаки препинания не принимает во внимание;
- Допускает орфографические ошибки, даже когда понимает правила написания слов;
- Меняет темп чтения;
- Читает «надуманно», то есть придумывает окончания слов;
- Заменяет написанные слова на логические, те, которые использует при разговоре;
- Раздражается во время чтения, устает;
- Может иметь проблемы с освоением счета;
- Проблемы с составлением текстов и другие признаки.
Обнаружив дислексию у ребенка важно не навредить строгостью и чрезмерными требованиями к ребенку. Такой педагогический подход внушает ребенку чувство неуверенности, как следствие это приводит к некорректному отношению сверстников, и психологическим травмам которые получает ребенок закрываясь в себе. Важно понимать, что эти недостатки можно исправить.
Какие методики нужно использовать?
Мировые методики для коррекции речи и чтения
Обнаружив у ребенка подозрения на дислексию стоит обратиться к логопеду. Чем быстрее будут приняты меры, тем лучше ребенок освоит навыки чтения. Но занятия с логопедом, это не основное «лекарство» от дислексии. Учитель может изменить жизнь дислексикам правильным подходом к обучению. Применяем методики:
- Ассоциации. Длинные сложные слова даются с трудом, поэтому важно разбивать слова на части, и каждую часть слова с чем-то сравнивать, для более легкого запоминания.
- Визуализация. Некоторые слова и даже буквы важно визуализировать для лучшего восприятия. Пригодится методика Глена Домана.
- Аудио обучение. Дети прекрасно воспринимают большое количество информации на слух, поэтому письменные конспекты для них не всегда актуальны. Еще ребенок может рассказать блестящее произведение устно, а написать его составит для него трудность, и это нужно учесть.
- Развиваем координацию и концентрацию внимания. Важно сконцентрироваться на прочтении текста, не отвлекаясь. Главное помнить, что потраченное время на написание даже одного слова это не роскошь, а важный шаг к обучению. Для улучшения координации движений можно использовать балансировочные платформы, для тренировки всего тела.
- Гаджеты для дислексиков и дисграфиков. Пользование цифровыми технологиями поможет детям мгновенно видеть свои ошибки при печати. Также благодаря планшетам и смартфонам дети смогут записывать аудио и видео уроки.
Одним из полезных и незаменимых школьных приспособлений есть ручка Smart Koala. Эта умная ручка умеет записывать аудио информацию, и воспроизводить аудио книги. Она станет прекрасным помощником при подготовке домашнего задания детям с дислексией. Эта супер-ручка говорит на английском, русском и украинском языках, говорит голосами известных украинских звезд, и является крутым приспособлением для настоящего супергероя.
Уинстон Черчилль, Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Пабло Пикассо, Киану Ривз, Стив Джобс, Дженнифер Энистон, Кира Найтли, Джон Леннон, Альберт Эйнштейн и много других успешных дислексиков на собственном примере доказали, что дислексия это не приговор, а отличительная черта настоящих гениев. Человек с дислексией может стать успешным в любой профессии.
Для настоящего таланта не существует препятствий, а особенности в обучении только закаляют характер, и развивают другие не менее важные умения.