ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ И МНЕМОДОРОЖЕК ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Речевые патологии у детей не так редки, как может показаться на первый взгляд. Количество ребят, у которых наблюдаются такие нарушения, растет. Проблема требует решения, ведь дефекты речи мешают социализации, что соответственно оказывает влияние и на поведение.

Современные методики работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста являются психологически ориентированными. Это оправдано, так как у людей присутствует несколько типов восприятия: кому-то достаточно прослушать, чтобы запомнить, а кому-то для этого обязательно нужно увидеть или даже потрогать. Именно поэтому в работе с детками необходимо задействовать разные каналы получения информации.

Чаще всего люди познают мир визуально, то есть через картины, реже – через ощущения и звуки. Последнее развито как раз у деток с речевыми проблемами. Таким образом, чтобы научить их чему-нибудь, следует использовать методики, предполагающие не только наглядность, но и звук и обязательно ощущение. Все это будет иметь усиленное воздействие на мозг и, следовательно, приведет к запоминанию материала.

Для таких целей используется специальная мнемотехника, дающая дополнительные ассоциации. Это тактильные тренажеры. Работая с ними, ребёнок запоминает не только слово и картинку, но и свое ощущение от прикосновения. Такие ассоциативные привязки дают хороший результат.

Как это выглядит на практике? Например, ребенку рассказывают об осени, показывают характеризующие это слово картинки. Для подкрепления эффекта дают потрогать специальную аппликацию, содержащую ягоды, зрелые семена, другие плоды, листья разного цвета. Потрогав данное разнообразие, ребенок откроет для себя разнообразие формы, уровня гладкости поверхности. В его мозгу будет создана ассоциация с осенью. Кроме того, он больше узнает о свойствах различных предметов.

Также можно создавать мнемотаблицы для тех ребят, у которых преобладает визуальное восприятие. Они представляют собой набор схематических рисунков, объединенных не только общей темой, но и сюжетом. По таким картинкам дети пытаются рассказать интересную историю.

Такие тренажеры можно создавать на самые разнообразные темы. Работа с ними расширяет знания о мире, подталкивает ребёнка к осмысленной речи. Занятия такого типа развивают психическую сферу, мышление.

Использование мнемодорожек на занятиях по автоматизации звуков.

Одной из основных целей коррекционной работы при нарушении произношения звуков является автоматизация звуков в предложениях, чистоговорках, скороговорках. Метод мнемотехники является эффективным способом обучения ребёнка.

Мнемотехника – наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, с помощью которых ребёнок легко запоминает информацию. Используя такой способ на занятиях по автоматизации звуков можно отметить, что у детей возрастает интерес к логопедическим занятиям, появляется желание рассказывать стихи, скороговорки как на занятиях, так и в повседневной жизни. Более понятной и быстрой становится работа по заучиванию сложных скороговорок.

Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки, скороговорки, стихи.

Работа на занятиях строится в 3 этапа.

  1. Рассматривание дорожки и разбор того, что на ней изображено с текстом скороговорки или стиха.
  2. Соотнесение слова или фразы с определённой картинкой.
  3. Пересказ с опорой на картинку

Добавить комментарий