Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:
- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
В работе с учащимися используются различные пособия, систематизированный практический материал, составленный с учетом современных методических требований.
Курс коррекционного обучения зависит от уровня развития учащихся и степени нарушения письменной речи.
Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н. Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:
- ошибки на уровне буквы и слога (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез);
- ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический
анализ и синтез); - ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста
(языковой анализ и синтез).
- Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.
При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов формирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.).
Простые формы звукового анализа.
-Выделение первого ударного гласного в слове.
-Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове.
-Выделение гласного из середины слова.
-Определение места звука в слове (звук в начале, середине,
конце слова).
Сложные формы звукового анализа.
- Определение последовательности звуке в слове.
- Определение количества звуков.
- Определение места звука относительно других звуков.
Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учетом того, что всякое умственное действие проходит определенные. этапы формирования:
а) с опорой на вспомогательные средства;
б) в речевом плане, исключая зрительные опоры, — только
проговаривание;
в) во внутреннем плане.
Речевой материал подбирается с учетом постепенного усложнения структуры слов.
Начинают коррекционную работу с обучения детей определению количества слогов в слове и изображения хлопками двух-трехсложных слов.
Логопедическая работа по развитию фонематического анализа, и синтеза проводится в следующей последовательности.
- Выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия).
- Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове).
- Определение последовательности и количества звуков в слове.
4.Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него).
- Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова
Выделяют следующие виды ошибок: раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов. При построении занятий учитываются этапы формирования слоговой структуры, предложенные А.К. Марковой и З.Е. Агранович.
1.Этап. Подготовительный. (Невербальный ировень) Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Работа по развитию переключения и координации.
- Этап. Коррёкиионный. (Вербальный уровень)
Детей знакомим с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при помощи символов; с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.
На уровне слов на начальном периоде обучения используются слова, в которых написание аналогично звучанию начиная с односложных слов и заканчивая четырёхсложными словами.
- Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста
Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нарушения количественного и качественного состава предложения, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста предусматривает:
— знакомство с предложением — определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения;
- дифференциацию словосочетания и предложения;
- развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении;
- знакомство с предлогами — определение их значения, знакомство с написанием предлогов;
- знакомство с приставками — определение их значения; знакомство с написанием приставок;
- диференциацию предлогов и приставок;
- знакомство с текстом — определение основных признаков текста; дифференциацию отдельных предложений и текста; определение последовательности предложений в тексте.
- Для этого используются задания на коррекцию всех перечисленных видов ошибок, что позволяет учитывать основные принципы логопедической работы: комплексность, учет специфики нарушения и поэтапность.
Доступность и привлекательность игровых ситуаций позволяет сделать логопедические занятия более эффективными и интепесными..
Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя: