Основные проблемы, встречающиеся у современных школьников с точки зрения дефектологии, логопедии и, частично, психологии.

«Для того чтобы бороться и победить противника, прежде всего надо хорошо его изучить». Беда многих дополнительных занятий с репетиторами, с узкими специалистами в том, что они берутся за «устранение пробелов в грамотности ребенка, исправление ошибок на письме и в чтении», не изучив природу самого ребенка и истоки его проблем. Нет единого универсального способа, подходящего в работе для всех детей без исключения. Работа самых опытных специалистов по самым совершенным методикам предусматривает индивидуальную оценку причин школьной (и не только) не успешности ребенка. Вы, как родители, познакомившись с Заключением специалистов, должны, в рамках популярного доступного изложения, четко понимать:

  • что означает тот или иной термин?
  • Каковы причины возникновения этих проблем?
  • Что, зависящее от Вас, можно предпринять?
  • Чего категорически нельзя делать в Вашем случае?

Исходя из выше сказанного,  постараемся максимально кратко, в общем, охарактеризовать основные проблемы, встречающиеся у современных школьников с точки зрения дефектологии, логопедии и, частично, психологии.

Основные термины, с которыми Вы столкнетесь в ходе обследования и работы, это ДИСГРАФИЯ,  ДИСЛЕКСИЯ,  ДИЗОРФОГРАФИЯ, ОНР,  ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ, ММД,  ПОШП.

ДИСГРАФИЯ – это расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки, которые они делают при письме, в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречаются часто. Они называются специфическими: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; неправильное  написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения.

ДИСЛЕКСИЯ – расстройство процесса чтения.  При этом нарушении ребенок не может овладеть навыками чтения, (иногда даже на уровне слияния слогов), или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении ребенок часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии — не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их на другие.

ДИЗОРФОГРАФИЯ – особая, к сожалению, наименее изученная, категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. «Правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Начинает развиваться примерно с 3 класса. Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее.

 

ОНР – общее недоразвитие речи.  При этом состоянии все ( или несколько)  компоненты связной речи не соответствуют возрастным нормам: звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое оформление речи, связная речь. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Это тяжелое системное расстройство приводит к тяжелым последствиям, если ребенок не получает своевременную помощь.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ – умение заставить себя делать  «не то, что хочется, а то, что требуется в данный момент». Это касается и памяти, и умения сосредоточиться – концентрации внимания, а также различных видов деятельности. Недаром часто маленькие дети с лёгкостью запоминают стихи, какую-то информацию, но в школе не могут выучить заданное стихотворение. С удовольствием подолгу занимаются любимой игрушкой, но не могут сосредоточиться на домашних уроках.

ММД — минимальная мозговая дисфункция. Термин сугубо медицинский и такой диагноз может поставить только врач. Прежде всего, этот синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию (кислородное голодание). Играет роль и недоношенность. По последним данным к этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный интеллект и легкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических процессов.

Картина ММД имеет много вариантов и изменяется с возрастом. Основные признаки синдрома наиболее ярко выступают у школьников в первые 2-3 года обучения. Большинство детей с ММД отличаются большой моторной активностью, особенно в раннем возрасте. Они не могут на длительное время сосредоточиться на чем-либо одном, легко отвлекаемы. Настроение быстро меняется от приподнятого до подавленного. Иногда возникают беспричинные приступы злости и не только по отношению к окружающим, но и к себе. В начале школьного обучения у некоторых детей возникают трудности, не связанные с умственным дефектом или поведением: может быть нарушено пространственное восприятие, счёт и чтение (иногда эти процессы носят зеркальный характер). С возрастом появляются и нарастают трудности в абстрактном мышлении. Особенно частыми бывают речевые нарушения. Коррекция ММД требует создания спокойной доброжелательной обстановки, ровного отношения к ребенку, как дома, так и в учреждении. Нельзя проявлять излишнюю строгость, требовательность, применять какие-то меры наказания. В то же время – нельзя  ребенка излишне опекать. Это сложная задача и, как правило, без специальной помощи не обойтись.

Часто ММД сопровождает патологию шейного отдела позвоночника (ПШОП). Не всегда данные нарушения вовремя диагностируются. Особенно важно выявить причину и особенности таких нарушений. Сделать это должен врач-невропатолог. Невропатология не относит ММД и ПШОП к серьезным дефектам, (детей с легкими функциональными отклонениями снимают с учета в год или в 3 года), но родители не должны думать, что это ерунда и все само пройдёт. К сожалению,  если не проводится постоянная комплексная реабилитация ребенка, нарушения не исчезают, а лишь приобретают новые формы проявления, тяжело поддающиеся коррекции.

Каковы же причины вышеперечисленных нарушений?

  • Прежде всего, это неблагоприятное протекание беременности и родов. Очень часто на вопрос о том, как протекала беременность, мама отвечает, что ничего особенного не было: «как обычно» небольшой токсикоз, пару раз простужалась, поднималось давление, были отёки. Но это все ерунда, в основном было все нормально. К сожалению, любые неблагополучия за 9 месяцев не являются ерундой. Они могут повлиять на развитие ребенка, на формирование каких-то функций его головного мозга, в зависимости от того, в какой период созревания плода произошли эти «неблагополучия». Это не фатально. Но совокупность всех факторов в купе с наследственностью, предрасположенностью у каждого ребенка своя. Поэтому опытные специалисты очень внимательно отслеживают все периоды развития ребенка, начиная с внутриутробного развития. Наиболее высокие темпы роста и развития мозга у человека наблюдаются во второй половине беременности и продолжаются до 20-й недели после рождения, а пик этих процессов совпадает с физиологическими сроками родов.
  • Следующий важный период – это развитие ребенка до года. Часто родители не помнят, как рос ребенок. Ответ опять стандартный – «вроде было все нормально». На вопрос «ползал ли ребенок» часто можно услышать радостный ответ: «Нет, вы знаете, он сразу встал и пошел. Мы его в «ходунки» поставили». Тем самым родители лишили ребенка очень важного этапа в развитии головного мозга – формирования координированной работы полушарий. Как развивалась речь ребенка? Были ли периоды «гуления», «лепета»? Когда появились первые слова, короткая фраза? Когда ребенок начал разговаривать? Все это важно для определения причин возникновения проблем и выбора наиболее благоприятного пути решения этих проблем.
  • Не последнее место в возникновении причин нарушений письма и чтения играет наследственная предрасположенность. Часто те же «глупые» ошибки в тетрадях ребенка встречались в свое время и у мамы, папы, бабушки, дедушки – у кого-то одного или у всех вместе. Они благополучно миновали этот период, а ребенок попал в другие условия обучения, плюс какие-то его индивидуальные особенности усугубили положение – и вот вам проблема с письмом и чтением.
  • При обследовании ребенка специалисты проверяют уровень сформированности таких процессов, как ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ. Смотрят, насколько соответствует возрасту уровень сформированности пространственных, временных и латеральных представлений. Снижение уровня сформированности, т.е. какое-то отличие от возрастной нормы, безусловно, влияет на уровень обучаемости ребенка.

 

  • Большое значение имеет психологическое состояние ребенка. Как он относится к своим проблемам? Как оценивает сам себя? А как, по его мнению, его оценивают близкие ему люди? Часто тестирование показывает, что мама или папа оценивают ребенка достаточно высоко с точки зрения его умственных способностей, но он этого не чувствует и считает, что его в семье считают несостоятельным.

Мало ценить что-то хорошее в наших детях,

надо, чтобы они это знали и чувствовали.

И, конечно, взаимоотношения в семье между всеми членами и с самим ребенком,

его взаимоотношения в классе со сверстниками и учителями имеет очень большое

значение.

  • К сожалению, еще одна причина, особенно в последние годы, является источником возникновения школьных проблем. Это неправильное обучение детей на ранних этапах. Обилие методик, масса литературы, в том числе низкопробной, привели к тому, что даже учителя,(что уж там говорить о родителях), хватаются за непроверенные методики, технологии. Они забывают о том, что даже знаменитые методики обучения, такие, как «Кубики Зайцева», «Никитинские игры» подходят не всем детям и не на любом этапе. А раннее обучение детей чтению или иностранным языкам привело к возникновению еще одной категории проблем. Плюс ко всему- огромные, недопустимые нагрузки в школе, противоречащие всем нормативам Минобразования и Минздрава.

Это основные причины, которые могли привести вашего ребенка к теперешнему состоянию. К этому прибавьте индивидуальные особенности развития вашего ребенка, его характера, эмоционально-волевой сферы, а также особенности воспитания в семье.

На последние два вопроса: что делать? и чего нельзя делать?

должен ответить только тот человек, который обследовал Вашего ребенка, будет с ним заниматься.

Скажу только одно – если вы доверились специалисту, не вносите коррективы в процесс обучения. Поступайте так, как вам советуют. Если чего-то не знаете, спросите. Если до сих пор сомневаетесь –  нужно ли заниматься  Вашему ребенку? —  значит, Вы еще не созрели для серьезной систематической работы, потому что какой бы опытный специалист не занимался с Вашим школьником, совместной работы Вам с ребенком не избежать.

ЖЕЛАЮ ТЕРПЕНИЯ И РОДИТЕЛЬСКОЙ МУДРОСТИ.

Добавить комментарий