Допрофильная подготовка – основа профессионального самоопределения учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и  профильного обучения представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности учащегося.

Допрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими  профилирующих направлений деятельности. Она рассматривается как система специализированной подготовки учащихся VII-IX классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учетом потребностей  рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.

Допрофильная подготовка – это  первоначальный этап личностного и  профессионального самоопределения учащихся.  Ее цель в определенной степени  противоположна цели профильного обучения —  не удовлетворение запросов и развитие  способностей личности в какой-либо области познавательной деятельности, а  выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере  труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важны системная работа всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, четкость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической  и информационной деятельности по сопровождению учащихся.

Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т. е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовленны к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля  обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Главным условием успешности данной работы выступают полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность  их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.

В связи с этим целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения  становится  оказание  помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной  траектории и будущей профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации  процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков

самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и  профессиональной адаптации.

Приоритетными задачами здесь являются:

— выявление интересов и склонностей, способностей  учащихся и  формирование практического опыта в  различных сферах познавательной и  профессиональной деятельности, ориентированного  на выбор  профиля обучения;

— оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;

— развитие спектра познавательных и  профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной  деятельности;

— формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего  направления образования, путей получения профессии;

— оказание психолого-педагогической  и методической помощи педагогическим работникам и родителям  учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильной подготовки;

— отслеживание и корректировка (при  необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;

— формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

Исходя из цели и задач, определяют направления допрофильной подготовки, включающие:

1) развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и современном рынке труда;

2) приобретение учащимися  практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

3) обеспечение успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей  профессиональной деятельности.

Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки  учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения.

Информационное педагогическое сопровождение представляет процесс  информирования учащихся по вопросам возможного выбора ими профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или  ином профиле, а также направлений  продолжения обучения в системе профессионально-технического или среднего специального образования. Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом  и условиями принятия профессионального решения; с региональными профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения образования после окончания базовой школы; изучение  условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение  дней открытых дверей и др.

Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, определении путей дальнейшего образования и возможного трудоустройства с  учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь IX классов, консультирование, организация «пробы сил» – все эти виды деятельности направлены на оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в  профильных классах на III ступени в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического или среднего специального образования.

Значимость профильной ориентации заключается в том, что она:

— способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;

— оказывает помощь обучающемуся в психологической адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея опережающего профконсультирования, то есть с  учетом не только того, что есть сейчас, но и возможных будущих изменений в обществе;

— развивает способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, адаптироваться в реальном мире, совершать  верный  профессиональный и жизненный выбор, способствует формированию так называемого действенного социального оптимизма, т.е. стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации.

Целесообразно, начиная с VII класса, проводить с учащимися системную профориентационную работу, которая окажет им помощь в профессиональном  и личностном самоопределении. Ведущую роль в профориентационной подготовке учащихся играет психологическая служба учреждения общего среднего образования. Данный подход основан на  положении о том, что причины возможных  трудностей в выборе профиля обучения учащимся во многом определяются особенностями социально-психологического развития личности ребенка.

Психологическое сопровождение  учащихся в ходе  допрофильной подготовки включает: проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и  ограничений в выборе ими дальнейшей  сферы деятельности; обработку и анализ результатов психодиагностики; осуществление  «обратной связи» на основе  анализов результатов диагностики, составление и реализацию индивидуальных  коррекционных программ (при необходимости);  выявление и индивидуальное  консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.

Неотъемлемая составляющая допрофильной подготовки – организация и  проведение факультативных занятий, которые предназначены для расширения общего кругозора учащихся, формирования их личностных качеств, развития  творческого потенциала и направлены на  удовлетворение запросов и интересов  обучающихся.

Логическим продолжением допрофильной подготовки учащихся является профильное обучение.

Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать потребности и способности учащихся, создавая возможности для их обучения в соответствии с  профессиональными интересами и намерениями  на продолжение образования. Оно создает предпосылки  для реализации  личностно ориентированного  образовательного процесса. При этом  построение  индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей  учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной  предметной области.

В процессе профильного обучения у учащихся формируются такие профессиональные качества личности, как системное творческое мышление, способность к критической оценке и самооценке, рефлексия, мотивация учения;  социально значимые личностные качества (патриотизм, гражданская ответственность, трудолюбие); информационная и коммуникативная культура, культура предпринимательства.

Качество профильного обучения  учащихся во многом определяется его психолого-педагогическим сопровождением.

Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения – выявление, развитие и реализация  профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, а также  профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их  профессиональной жизнедеятельности.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся:

— осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования;

— реализация принципов дифференциации и индивидуализации в  образовательном процессе на основе предоставления учащимся возможностей построения индивидуальных  образовательных маршрутов с учетом  профессиональных интересов;

— расширение возможностей  социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;

— формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на  современном рынке труда;

— повышение уровня мотивации  учащихся для получения качественного образования.

В русле гуманистического подхода психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно соответствовать ряду требований:

1) следовать за естественным развитием личности учащегося;

2) обеспечивать условия для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с  миром и самим собой;

3) обеспечивать в рамках объективно данной учащемуся социально-педагогической среды условия для его  максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

Особенность профильного обучения такова, что оно предполагает наличие  широкого спектра индивидуальных  образовательных программ для более  полного удовлетворения интересов, способностей и склонностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных  запросов, соответствующих потребностям

современного рынка труда. С этой целью необходимо максимально использовать возможности не только данного учреждения  общего среднего образования, но  и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, подключать к  данной работе специалистов разных  профессий, родительскую общественность, государственных служащих. Такая системная совместная деятельность призвана обеспечить успех в решении тех задач, которые являются приоритетными для  профильной школы.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения  профильного обучения являются:

— психологическая диагностика учащихся, направленная, в первую очередь, на выявление уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; она определяет характер  ожиданий учащимися  помощи специалистов и их поддержки в профессиональном самоопределении;

— консультационная работа с педагогами и родителями, которая  призвана оказать им содействие в  определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися  трудностей в их профессиональном определении, скорректировать субъект – субъективные отношения в  процессе решения учащимися  вопросов выбора;

— методическая работа, направленная  на оказание действенной помощи педагогическим работникам со стороны директора, его заместителей, методической службы, опытных  коллег в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной  подготовки учащихся;

— профилактическая работа, осуществляемая педагогом-психологом и  педагогом социальным и направленная, прежде всего, на оказание  поддержки каждому учащемуся в его  личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

— коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и  способностей личности;

— аналитическая работа, направленная на изучение  созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов  в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; на оценку эффективности и коррекцию данного вида совместной деятельности.

Процесс психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки  и профильного обучения ориентирован на становление уникальности  личности каждого учащегося, приоритеты личностного развития (когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личностных качеств ребенка), непрерывность, автономность и мультидисциплинарность, позволящие осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов  (учителя, педагога-психолога, педагога социального, учителя, который выполняет обязанности классного руководителя, воспитателя и др.).

Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится  повышение уровня осознанности профессионального самоопределения учащихся, а также сформированность у них психологических умений, личностных качеств, необходимых для успешного саморазвития как труженика и гражданина своей  страны.

В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:

— владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;

— разрабатывает и реализует индивидуальный профессиональный  маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной  подготовки учащихся;

— осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;

— проектирует образовательный  процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и  поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие  навыков исследовательской деятельности;

— определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из  потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;

— оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в  разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

— использует многообразие видов и  форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе  преподавания учебного предмета;

— осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их  социально значимых личностных качеств;

— осуществляет мониторинг  личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их  причин и путей исправления (упреждающий мониторинг);

— содействует средствами учебного предмета профессиональному  самоопределению учащихся, поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;

— развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных  видах деятельности, в частности в  освоении содержания предмета на  повышенном уровне.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя, в первую  очередь призван обеспечить взаимодействие директора учреждения образования  и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога, родителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. данная система включает просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу и  охватывает всех субъектов образовательных отношений.

Работая с классным  коллективом и  каждым учащимся, классный руководитель:

— изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;

— выявляет интересы,  склонности, образовательные запросы учащихся; определяет направления образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

— оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся с целью его  успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и  профильного обучения;

— устанавливает атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;

— проводит мониторинг по изучению и выявлению образовательных  запросов учащихся;

— формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к  образовательной деятельности (учит эффективным приемам учебной  деятельности; поощряет успехи учащихся; оказывает помощь в адекватном применении каждым из них своих индивидуальных возможностей, в  выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в  различных видах внеучебной предметной  деятельности; создает условия для развития  познавательных интересов и  нравственных ценностей);

— развивает у обучающихся  навыки общения;

— проводит системную работу по  профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных  профессий; посещение учебных заведений региона, выставок;  тематические конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);

— содействует получению учащимися  дополнительного образования посредством вовлечения их в систему кружковой работы (клубы, секции, объединения), организуемую как в  учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;

— осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;

— проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения;

— ведет карту личностного развития учащихся.

Работа классного руководителя с  педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе, включает:

— проведение индивидуальных  консультаций  с педагогами по вопросам успешности учащихся в  овладении  содержанием учебных  предметов;

— оказание педагогам помощи в  изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;

— вовлечение педагогов в проведение  совместных внеучебных тематических мероприятий.

Работа с родителями учащихся направлена на:

— организацию родительского  лектория;

— проведение тематических классных родительских собраний, на которых  рассматриваются вопросы особенностей  организации допрофильной  подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и  семьи в выборе ребенком  профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной  картой региона, республики, перспективными профессиями и др.;

— налаживание и поддержание связи  семьи и учреждения образования не  только в целях координации  образовательного процесса, но и в профориентационных целях;

— организацию  и проведение совместных тематических профориентационных мероприятий с учащимися и  их родителями;

— привлечение к профориентационной работе родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;

— осуществление индивидуального консультирования родителей по  вопросам личностного развития  учащихся, коррекции взаимоотношений  в системе «родитель – ребенок», поддержания и развития у учащихся профессиональных интересов.

 

 

Добавить комментарий