«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»
Первостепенные задачи любого образовательного учреждения — укрепление здоровья и физическое развитие школьников, функциональное совершенствование и повышение работоспособности их организма.
Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно — больной педагог не может воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества.
Профессиональное здоровье педагога – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема.
В XXI веке требования общества к учителю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для образовательного процесса в учреждении.
Большая часть рабочего дня педагога протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский пропрофессию педагога это «работа сердца и нервов».
Исследования показывают, что в последнее время среди педагогов учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы.
Основными факторами риска труда педагога являются:
— повышенное психоэмоциональное напряжение;
— значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
— большой объем интенсивной зрительной работы;
— высокая плотность эпидемических контактов.
Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.
Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления профессионального здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая компетентность являются важными компонентами успеха деятельности педагога.
Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности – здоровье школьников. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы.
Здоровье педагога — это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих учеников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоровье ребят зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на занятии.
Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного занятия. Когда школа работает как единый отлаженный механизм, когда между педагогами и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда на уроках интересно находиться, тогда школа по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья.
Формирования профессионального здоровья педагогов — это комплексная система сохранения и укрепления здоровья педагогов, направленная на формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Педагог должен уметь самостоятельно работать по формированию своего профессионального здоровья, в соответствии со своими особенностями.
В школе это осуществляется через разнообразные формы работы с педагогами: тренинги, семинары-практикумы, обучающие семинары, спортивные досуги, консультации психолога, встречи с врачами.
Показатели эффективности и правильности выбранной педагогом работы в этом направлении является следующее:
- В соматическом здоровье педагогических работников должно отмечаться улучшение состояния здоровья (по результатам периодических медицинских осмотров); в физическом компоненте здоровья – благодаря использованию здоровьесберегающих технологий происходит уменьшение количества пропусков по болезни сотрудников; в психическом здоровье — улучшение психологического климата в коллективе, снижение уровня эмоционального выгорания; в нравственном компоненте здоровья – осознание ценности и принятие ответственности за свое здоровье.
- Повышение мотивации педагогов к самооздоровлению и профессиональному совершенствованию
3.Улучшение качества образовательного процесса.