При решении задачи повышения качества образования и воспитания немаловажное значение имеет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний. Учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, внимания, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урока.
Психофизические причины аномального развития еще более углубляют индивидуальные особенности личности, поэтому индивидуализация обучения в образовательном учреждении приобретает особую важность. Для коррекционной педагогики дифференцированный и индивидуальный подход в обучении – один из принципов специального образования.
В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную.
Коллективный характер урочных занятий, порождая состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных качеств.
Фронтальная форма обеспечивает привлечение к работе всех учеников класса и их общий прогресс в учении. Вместе с тем она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого ученика. Поэтому фронтальная работа на уроке сочетается с индивидуальной.
«Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной работы в рамках общих задач и содержания обучения».
В психологии индивидуализация обучения рассматривается как один из принципов гуманизации педагогического взаимодействия. Этот принцип означает «выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально специфических элементов общей и специальной одаренности, построение такого содержания и методов обучения и воспитания, которые были бы адекватны возрастным (по уровню развития) и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех учащихся, соответствовали сензитивным периодам их возрастного и индивидуального развития». Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.
Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Учитель организует индивидуальную деятельность учащихся при выполнении различных упражнений, решении задач, для формирования отдельных умений и навыков, а также с целью углубления знаний и восполнения имеющихся пробелов в изучении материала. Самостоятельное выполнение заданий позволяет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные ученики, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе.
«Индивидуальная форма работы школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. … для слабоуспевающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи». (№ 9
И.Ф. Харламов раскрывает сущность индивидуальной работы с учащимися на уроке в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается в том, что слабоуспевающие школьники должны подвергаться более частой проверке усвоения изучаемого материала, таким образом, ученики будут вынуждены прибегать к регулярным занятиям. «Некоторая дифференциация требуется также в самом характере проверки знаний и степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному материалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще, а учитель чаще прибегает к наводящим и уточняющим вопросам. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок».
Многие учителя в оценочной деятельности используют индивидуальные нормы оценки учащихся. Достижения учеников они рассматривают в сопоставлении с их же предшествующими достижениями. Такие педагоги исходят из актуального уровня школьных успехов ученика и выбирают задания соответствующей сложности, оказывая ребенку помощь в случае необходимости. «Педагоги, оценивающие достижения учеников подобным образом, готовы рассматривать их достижения в более широких интервалах времени, охотно допуская возможность изменений в дальнейшем развитии ученика. Обнаруживается, что подобное взаимодействие уменьшает боязнь неуспеха и страх перед опросом, у более слабых учеников появляется вера в собственный успех.
Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы Н.А.Сорокин видит в том, что дети практически не общаются друг с другом. Поэтому индивидуальную работу школьников на уроке он рекомендует сочетать с коллективными формами.
Специальная педагогика, являясь составной частью педагогики, использует многие общепедагогические термины, расширяя их содержание с учетом специфики данной научной дисциплины. Так, например, индивидуальный подход к учащимся в специальной педагогике учитывает не только индивидуальные особенности каждого ученика (особенности высшей нервной деятельности, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), но и специфические особенности ребенка, свойственные конкретной категории нарушения развития. Благодаря индивидуальному подходу появляется возможность уделить внимание отдельным выраженным недостаткам ученика путем избирательного использования необходимых в данном случае методов, приемов и средств.
«Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы».