Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя.
Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ребенок боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает.
В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся писать, читать, считать (воспроизведение) в 5 классе домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Пользоваться своим мозгом для мышления — этому учит хорошо организованный домашний труд.
Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного материала.
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания
Метод «6П»
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «6П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
1 П- посмотри текст (бегло)
2 П- придумай к нему вопросы
3 П- пометь карандашом самые важные места
4 П- перескажи текст (используя ключевые слова)
5 П- просмотри текст повторно
6П – перескажи текст
Признаки, по которым можно определить, что ребенок не адаптирован.
По внешнему виду ребенка, по его состоянию вы можете определить трудности прохождения адаптации:
- Усталый, утомлённый вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
- Иногда стремится, а иногда – избегает здороваться;
- В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность;
- Переменчив в поведении, иногда умышленно плохо выполняет работу;
- Негативно относится к замечаниям;
- “Бормочет” под нос, если недоволен;
- Всегда на что-то претендует, считает, что несправедливо наказан;
- Непослушен, не соблюдает дисциплину;
- агрессивен;
- Охотно дружит с ребятами асоциального поведения.
Признаки успешного прохождения адаптации.
Успешное прохождение периода адаптации можно определить по:
- Состоянию физического здоровья – предполагается, что пятиклассник умеет приспособиться к возрастающей учебной нагрузке без вреда своему здоровью и работать в едином темпе со всем классом на протяжении урока.
- Состоянию психического и психологического здоровья – это прежде всего наличие здоровой нервной системы, состояние которой зависит от спокойной и доброжелательной обстановки в семье, от создания условий для полноценного развития ребенка.
- Огромное значение имеет психологически комфортный микроклимат, в классе.
4.Значимым компонентом готовности к обучению в основной школе является произвольность (умение управлять своей деятельностью, быть активным и самостоятельным), которая проявляется при выполнении учебных заданий. О развитии произвольности говорит и умение управлять своими эмоциями.
Ребенок адаптирован, если у него сформированы волевые качества:
- самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
- настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями, доведение начатого до конца);
- инициативность (умение предложить новый вид деятельности и необходимую помощь);
- организованность;
- культурно-гигиенические привычки;
- привычка трудиться.
Рекомендации родителям.
Для профилактики проблем в адаптации:
1.Важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, приложить все усилия, чтобы он постоянно чувствовал помощь и поддержку со стороны родителей.
- Напомнить ребенку, чтобы он не боялся лишний раз спросить учителя, не скрывать, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы.
- Составить расписание с указанием требований учителей
- Вместе с ребенком составить режим дня.
- Очень важно научить ребенка чувствовать и проявлять уважение к учителю (хотя бы как к взрослому человеку).
- Наладить контакт с учителями – предметниками и классными руководителями.
Рекомендации по сохранению физического здоровья детей:
- посещение спортивных и танцевальных секций;
- достаточное ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе (не менее 2 часов);
- подвижные игры;
- закаливание. Наилучшая форма закаливания – бассейн.