Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения). Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными). Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Признаками проблемных детей могут являться:
- Уклонение от учебы вследствие неуспеваемости по большинству предметов; отставания в интеллектуальном развитии; ориентации на другие виды деятельности; отсутствия познавательных интересов.
- Низкая общественно-трудовая активность (отказ от общественных поручений; пренебрежительное отношение к делам класса; демонстративный отказ от участия в трудовых делах; пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча).
- Негативные проявления (употребление спиртных напитков; употребление психотропных и токсических веществ; тяга к азартным играм; курение; нездоровые сексуальные проявления).
- Негативизм в оценке действительности.
- Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым (грубость; драки; прогулы; пропуски занятий; недисциплинированность на уроках; избиение слабых, младших; вымогательство; жестокое отношение к животным; воровство; нарушение общественного порядка; немотивированные поступки).
- Отношение к воспитательным мероприятиям (равнодушное; скептическое; негативное; ожесточенное).
Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?
- Неблагоприятные условия семейного воспитания. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
- Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
- Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
- Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
- Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Уважаемые родители!
- Ребенок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример.
- Принимайте активное участие в жизни семьи.
- Старайтесь находить время, чтобы поговорить с ребенком.
- Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все возникающие в его жизни сложности.
- Помогайте развивать у ребенка умения и таланты.
- Действуйте без нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
- Имейте представление о различных этапах в жизни ребенка.
- Уважайте право ребенка на собственное мнение.
- Умейте сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
- С уважением относитесь ко всем членам семьи.
- Старайтесь меньше совершать ошибок.
- Учитесь смотреть на жизнь глазами ребенка.
- Доверяйте всем членам семьи.
- Боритесь не с ребенком, а с проблемой.