Профилактика компьютерной зависимости

Увлечение или диагноз? Профилактика компьютерной зависимости

Разновидности зависимости

Существует три основных вида компьютерной зависимости:

  1. Игровая. Подросток не может жить без компьютерных игр. Все его мысли заняты прохождением уровней, борьбой с виртуальными персонажами.
  2. Сетевая. Это вид, при котором человек нуждается в постоянном интернет-общении. Ему подвержены люди, которые не могут проявить инициативу в реальной жизни. Чаще всего они робкие, неуверенные в себе.
  3. «Серфинг». Подросток не уделяет время одному сайту или игре, он непрерывно находится в интернете, поглощая огромное количество мало полезной информации.

Виртуальная реальность быстро поглощает детей любого возраста, сказываясь на образе жизни, ухудшая физическое и эмоциональное состояние. Задача родителей и педагогов — сформировать правильное отношение к устройству, чтобы предотвратить появление проблем.

Признаки зависимости

Понять, что ребенок имеет проблему, не сложно. Наиболее яркими признаками возникновения расстройства являются:

  • — Эмоциональное удовлетворение и подъем после использования компьютера.
  • — Ухудшение взаимоотношений с окружающими.
  • — Умалчивание или вранье по поводу времени, проведенного за компьютером.
  • — Постоянное увеличение времени, проводимого перед монитором.
  • — Игнорирование домашних обязанностей.
  • — Стремление сократить общение с близкими и друзьями.
  • — Резкая негативная реакция при обстоятельствах, мешающих использовать компьютер.
  • — Среди физиологических проявлений наиболее частыми становятся: перепады настроения, головные боли, ухудшение зрения, нарушение аппетита, расстройства ЖКТ, бессонница.

Если ребенок начал больше времени проводить за монитором, стал замкнутым и безучастным к жизни, а также перестал поддерживать общение со сверстниками, ему необходима помощь.

Причины возникновения зависимости

Факторами, влияющими на появление зависимости от компьютера, могут являться:

  • — Отсутствие внимания родителей. Часто взрослые погружены в свои проблемы и не замечают, что ребенку необходимо больше заботы и внимания.
  • — Неумение самостоятельно находить себе занятие, организовывать досуг. Когда ребенок не умеет полезно проводить время наедине с собой, его будет тянуть к компьютеру. В виртуальном мире ему не нужно фантазировать и придумывать себе занятие. Там он может побыть в роли супергероя, переместиться в место, о котором мечтает, понаблюдать за кумиром.
  • — Уход от реальности, желание убежать от имеющихся проблем. В виртуальном мире не возникает трудностей с преподавателями, друзьями, родителями. Там подросток может почувствовать себя в безопасности.
  • — Неуверенность в себе, зависимость от мнения окружающих. Люди с низкой самооценкой часто становятся зависимыми, поскольку их сознанием легко управлять.
  • — Непринятие сверстниками. Признание в коллективе является одним из важных моментов в жизни подростка. Оно влияет на самооценку и эмоциональное состояние. Если ребенок постоянно выслушивает насмешки или является изгоем, он в большей степени подвержен возникновению расстройства.

Если не справиться с игроманией в детском и подростковом возрасте, то ребенок может вырасти компьютерным невротиком. Постепенно сужается круг общения, появляются проблемы с коммуникацией, что приведет к невозможности реализовать себя в реальной жизни.

Степени компьютерной зависимости

Выделяют несколько степеней компьютерной зависимости:

  1. Начальная. Знакомство с компьютерными играми всегда воспринимается ребенком, как нечто увлекательное, интересное. Первое время увлечение не вызывает беспокойства, поскольку ребенок только начинает осваивать виртуальный мир.
  2. Возможная. На этом этапе начальный интерес перерастает в сильную погруженность процессом. Все мысли и разговоры ребенка заняты компьютерными достижениями: прохождением игр, просмотрами популярных шоу или ютуб-каналов. Он начинает проводить больше времени за компьютером, при этом негативно реагирует на внешние факторы, которые препятствуют любимому занятию. В этот период может начать пропадать мотивация учиться, а также снижаться успеваемость в школе.
  3. Выраженная. Главная особенность этапа — эмоциональные изменения в поведении ребенка. Он часто испытывает раздражение, особенно в моменты, когда родитель прерывает компьютерную деятельность. Подросток может начинать кричать, ругаться, манипулировать родителями. Его перестает интересовать школьная жизнь, друзья. Он не следит за собой, становится рассеянным и невнимательным. Те вещи, которые до этого были главными в жизни, отходят на второй план. Поскольку эта стадия расстройства быстро может перейти в клиническую, необходимо как можно раньше воспользоваться помощью опытных специалистов.
  4. Клиническая. На этом этапе у подростка начинаются проблемы со здоровьем, поскольку он может проводить за компьютером по 18 часов в сутки. От этого идет большая нагрузка на позвоночник и шейный отдел, страдают органы желудочно-кишечного тракта. Он становится апатичным, равнодушным ко всему. В клинической стадии у подростка полностью отсутствует самоконтроль. У него начинаются серьезные психологические проблемы. В этом случае необходима работа с психиатром.

Главная задача родителей — быстро отреагировать на первые изменения в поведении подростка и принять меры, чтобы не допустить компьютерной зависимости.

Советы по профилактике компьютерной зависимости

Чтобы предотвратить появление проблем, связанных с современными технологиями, родители не должны запрещать или шантажировать ребенка. Для решения проблемы следует придерживаться определенных правил:

  • — Вводить временные ограничения. Это поможет сохранять самоконтроль, поддерживать дисциплину.
  • — Участвовать в жизни ребенка. Большинство подростков имеют проблемы, с которыми трудно справиться в одиночку. В это время им необходима родительская поддержка. Время от времени они должны рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
  • — Проводить совместный досуг. Сохранить теплые отношения с ребенком, а также предотвратить появление расстройств можно путем совместного времяпрепровождения.
  • — Посещать кружки и секции по интересам. Внешкольные занятия помогают обрести любимое дело, хобби.
  • — Расширять кругозор. Поищите для ребенка интересную литературу. Чтение способствует повышению уровня эрудиции и любознательности.
  • — Заниматься спортом, ходить в бассейн. Физические нагрузки помогают подростку бороться с накопившимся стрессом. К тому же это полезно для здоровья и общего самочувствия.
  • — Контролировать круг общения. Поскольку для детей важно нравиться и соответствовать друзьям, обратите внимание на окружение ребенка. Если в его компании ребята, которые увлекаются компьютерными играми, есть шанс, что такой же интерес возникнет у подростка. Однако в этом случае нельзя ставить запрет на их общение, поскольку это только ухудшит отношение с ребенком.

Методы лечения расстройства

Избавиться от зависимости можно попробовать самостоятельно. Например, установить лимит времени на компьютер и постепенно его снижать. Если самоконтроль не помогает, нужна помощь специалиста.

Во время терапии психотерапевт может обнаружить скрыто протекающую депрессию или другие расстройства. Работа специалистов заключается в формировании интересов, увлечений, поиску других увлекательных занятий, а также правильного отношения к электронным устройствам. В случае запущенности заболевания специалисты предлагают медикаментозное лечение, которое подбирают индивидуально.

Полностью отключиться от сети невозможно. Компьютерные игры и время, проведенное в интернете в умеренном количестве, снимают стресс и улучшают когнитивные навыки. Главное — отслеживать физическое и психическое состояние ребенка и не допустить, чтобы увлечение переросло в зависимость.

Добавить комментарий