Профилактика сексуального насилия

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

  1. ласка, эротизированная забота;
  2. демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
  3. изнасилование или растление, орально-гинетальный контакт;
  4. сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
  5. проституция.

ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки

1. Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.

Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.

2. Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад.

Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.

Приведем примеры такого поведения:

  • ребенок снова начинает писаться по ночам;
  • ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.

3. Кошмары и иные расстройства сна.

Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.

4. «Подозрительные» игры.

Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.

5. Резкая перемена характера.

Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.

6. Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.

Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, кружок, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.

7. Телесные повреждения.

Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:

  • боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса);
  • боль при мочеиспускании и испражнении;
  • синяки вокруг гениталий;
  • синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.

8. Нормы сексуального поведения для ребенка.

Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:

  • использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;
  • проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;
  • касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.

ШАГ ВТОРОЙ: Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось

1Безопасность.

Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.

2. Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная неприкосновенность.

Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.

3. Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем малышу/ малышке вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.

К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом на  тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.

4. Секрет.

Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности «ты, малыш».

5Поддержка.

Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.

ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита

1. Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего.

Перечислим преступные действия:

  1. вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;
  2. разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;
  3. принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;
  4. демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;
  5. демонстрация ребенку порнографических изображений;
  6. фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.

2. Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.

С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником и т.д.».

3. Обращение в милицию или Следственный Комитет.

Схема действий:

  1. наберите 102 и получите полную информацию о том, где располагается ближайший отдел милиции или подразделение Следственного Комитета;
  2. в милиции или районном отделе Следственного Комитета вам предложат написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка преступления;
  3. в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где? Как?».

Последствия

1. Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека.

Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его/ее психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию. Отсюда у ребенка, которого насиловали (травмировали любым другим воздействием), мы имеем в два раза увеличивающуюся вероятность инсультов, инфарктов, диабета, в пять раз – риски падения успеваемости, употребления наркотиков, алкоголя, депрессии. В 1,7 раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний.

2. Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.

Добавить комментарий