Одно из важнейших условий коррекционной работы – выработка единства требований к ученику, посещающему ПКПП со стороны учителя и учителя-дефектолога. Письменные работы данных учеников необходимо оценивать очень внимательно и осторожно. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Необходимо обращать внимание на ошибки, дисграфического характера, которые не должны оцениваться в работах учащихся, данной категории. Необходимо уметь отличать ошибки, обусловленные нарушениями письменной речи, от ошибки обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
1.пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
2.перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял) и т.д.;
3.недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата);
4.наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «каоторые» (которые), «бабабушка» (бабушка);
5.искажние слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки);
6.слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);
7.неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу нада хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
8.замена одной буквы на другую – «трюх» (трех), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан);
9.нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
1.аграмматизм – «Саша и Лена собирает цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летела», «в зела» (взяла), «подороге».
На коррекционных занятиях у учителя-дефектолога работы данных детей оцениваются прежде всего по психолого-педагогическим параметрам, т.е. внимательность в течении всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на коррекционных занятиях может получать положительные оценки, так как намного важнее нормативной оценке создание для ученика благоприятного климата на уроке.
Учитель-дефектолог А.В. Дыба