Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень актуален и важен. Он стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые.
Обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Организация урока в условиях использования здоровьесберегающих технологий предусматривает:
— чередование видов деятельности;
— использование наглядных пособий;
— включение в деятельность элементов творчества;
— обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание ситуации успеха каждому ученику;
— эмоциональность и доброжелательность учителя, благоприятный психологический климат, доброжелательное сотрудничество учащихся;
— проведение физкультурных пауз, упражнений на релаксацию, музыкальных пауз;
— оптимальную (соответствующую возрасту) дозировку домашнего задания.
Принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологическогоздоровья. Это:
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип реализации эффективного закаливания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка;
Для реализации данных принципов выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения.
Здоровьесберегающие действия на уроке:
1.Оптимальная плотность урока
- количество видов учебной деятельности
- их смена
- длительность и чередование
- отвлечения от учебной работы
2.Чередование видов учебной деятельности
- чтение,
- письмо,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание пособий,
- ответ на вопрос,
- решение примеров.
- просмотр видеосюжетов и презентаций
- рассматривание наглядных пособий
На уроке необходимо использовать:
- не менее трех разных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, игровой, самостоятельная работа и т.д.
- использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (свободная беседа, свобода творчества, выбор способа действия, работа над проектом, ученики в роли учителя, работа в группах, ролевая игра, ученик как исследователь, самооценка, взаимооценка и другие).Рекомендации:
- Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
- Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке:
- физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- массаж активных точек
- речевая гимнастик
Цель оздоровительных моментов:
1.Отдых центральной нервной системы.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
- поговорка,
- высказывание,
- веселое четверостишие,
- юмористическая или поучительная картинка
шутка, улыбка
2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Правильная поза ученика во время занятий за столом.
- длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка,
- высота ножек стула должна равняться длине голени,
- голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол,
- между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка,
- расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см,
- тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов,
- при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы,
- позвоночник опирается на спинку стула,
- предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно,
- надплечье находятся на одном уровне.
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом,непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
3.Положительные эмоции
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни.
Необходимо поддерживать у учащихся мотивации к учебной деятельности (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) на протяжени всего урока.
Следует подчеркнуть, что для достижения заметного здоровьесберегающего результата необходима комплексность и системный характер проводимой работы.