В условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики большое значение приобретает трудовое воспитание, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками.
Одним из важнейших качеств, которое должно быть развито и сформировано у ребенка, является трудолюбие, которое будет способствовать развитию в самом ребенке таких личностных качеств как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьют в нем трудовое сознание, будут способствовать появлению умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.
Конечно, в границах семьи трудно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называется квалификацией. Но именно семейная трудовая подготовка имеет важное значение для будущей квалификации человека. Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку.
Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает.
1.Чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание.
2. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия.
3. Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей.
4. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление.
5. Воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех видах труда. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней.
Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда родители не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на длительное время, не борются с ленивыми детьми).
Часто мы наблюдаем, что при уборке кабинетов, работе на цветниках, на субботниках учащиеся не умеют пользоваться инвентарём, даже не умеют держать, при этом и не проявляют желания.
В условиях рыночной экономики с ее жесткими требованиями к трудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками.
Семья, воспитывая у ребенка трудолюбие, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии, к поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Но подросток не всегда может выбрать профессию, которая отвечает его физическим и психологическим особенностям: у него не хватает жизненного опыта, он предрасположен к переоценке своих способностей. Семья выступает важнейшим фактором в определении жизненного пути ребенка в выборе им профессии. Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить.
Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:
1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.
Очевидно, что ошибки могут совершать только те родители, которые занимают 1 или 2 позиции, то есть, так или иначе, принимают участие в формировании профплана ребенка. Мы отметим наиболее типичные ошибки.
1. Предложение не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают. Эта ошибка достаточно легко поддается коррекции в процессе интерпретации результатов тестирования.
На сайте http://minskgrc.by/ можно пройти тестирование:
- Опросник профессиональных склонностей
- Тест-анализ житейских стереотипов при выборе профессии
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Опросник «Мыслитель или художник»
- Тест «Общительность»
- Самооценка стрессоустойчивости
На сайте abiturient.by можно пройти платное тестирование:
- Опросник профессиональной готовности
- Опросник профессиональных склонностей
- Тест по определению типа профессиональной направленности личности
2. Родители не учитывают, что выбор профессии — процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается — ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Родителям необходимо эмоционально рассказать о своей работе, о других известных им профессиях. Очень важно предоставить детям возможность наглядного ознакомления с разными профессиями.
3. Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом — передадим тебе семейный бизнес» и т.п.).
4. Родители должны понять, что если ребенок получит профессию, не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может испортить характер и причинить вред здоровью.
5. Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. Поэтому целесообразно сначала выбрать профессию, а потом — учебное заведение.
6. Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»). Ребенок должен выбрать такую профессию, в которой он будет конкурентоспособным, что никакая профессия не является панацеей от безработицы, и ребенок рискует оказаться и невостребованным, и с ненужной ему профессией.
В педагогической практике широко популяризирована формула профессионального самоопределения «хочу» – «могу» – «надо», на основе которой учащиеся делают свой профессиональный выбор, однако на наш взгляд, процесс самоопределения не может начинаться со слова «хочу», т.к. подсознательно оно ассоциируется с фразой из известной всем сказки «По щучьему велению, по моему хотению…». У многих учащихся так и получается: они убеждаются, что «хочу» в жизни человека стоит на первом месте и далее любой выбор начинается с капризного «хочу», что для учащихся 8-11 классов (начало предпрофильной подготовки и профильного обучения) совершенно неприемлемо. Данный подход не способствует принятию молодым человеком ответственного решения в отношении своего социального, профессионального, нравственного или иного выбора.
Считаем, что процесс социального самоопределения можно представить формулой: «мечтаю» → «надо» → «могу» → «хочу» → «принимаю решение», где мечтаю = имею идеальный образ желаемого; надо = анализирую реальные условия, возможности, потребности и требования социума; могу = осознаю свои индивидуально-личностные, материальные и др. возможности; хочу = соотношу реальное положение дел с идеальным образом желаемого, мотивирован на достижение, т.к. знаю зачем мне это надо; принимаю решение = сам делаю выбор, т.е. определяюсь. Именно в этом случае происходит осознанный, зрелый выбор и человек успешно самоопределяется.
С каждым днем появляются новые профессии и сферы деятельности. Ознакомиться с ними можно и в Интернете.
Полезные ссылки:
- Электронный справочник абитуриента KudaPostupat.by http://kudapostupat.by/
- Работа в Беларуси / Справочник профессий http://www.newproekt.com/profession.php
По заявлению Министерства труда и социальной защиты Беларуси в 2015 году ожидается рост числа вакансий в Беларуси в связи с потребностью в рабочей силе.
По-прежнему на рынке труда Беларуси, будут востребованы работники строительных профессий (маляр, монтажник, штукатур, столяр, бетонщик, каменщик, плотник, плотник-бетонщик, электрогазосварщик).
Кроме того, в Беларуси сохранится высокий спрос на водителей автомобиля и слесарей (в том числе слесарей механосборочных работ, слесарей-сантехников, слесарей-ремонтников), электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, продавцов, санитарок, токарей, поваров, трактористов, швей и официантов.
Среди специалистов и служащих будут востребованы медицинские сестры, воспитатели дошкольного учреждения, фельдшеры, врачи, акушерки, инженеры, в том числе инженеры-технологи, инженеры-программисты.
Всем родителям хочется обеспечить благополучие своим детям, чтобы они получили надежную, уважаемую высокооплачиваемую профессию. Одна японская мудрость гласит: «Если ты поймаешь ребенку рыбу – он будет сыт один день, Если научишь ребенка ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь». Близкие люди имеют колоссальную силу влияния и с точки зрения профориентации.
Самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, — это ощущение поддержки со стороны взрослого, для детей очень важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям.