Учитель географии Черенкова И.С.
Тема: «ВЕТЕР. НАПРАВЛЕНИЕ И СКОРОСТЬ ВЕТРА. СИЛА ВЕТРА»
Цель урока:
— усвоить понятие «ветер», причины образования, основные характеристики и виды ветров.
Задачи урока:
— сформулировать понятие «ветер», установить причины его образования и основные
характеристики;
— познакомить учащихся с основными видами ветров, приборами, позволяющими измерять
направление и скорость ветра;
— изучить приём построения «розы ветров», определение направления и силы ветра;
— показать учащимся значение ветра и возможности его использования человеком;
— продолжить отработку навыков сравнительного анализа.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, флюгер,
Ход урока
- I. Организационный этап.
П. Этап проверки домашнего задания. Решение тестов и задачи по теме «Атмосферное давление» (отметить правильные ответы).
- Атмосферное давление повышается:
а) если спускаться с горы;
б) если подниматься з гору;
в) если спускаться з шахту.
- Атмосферное давление зависит от нагревания поверхности Земли:
а) да;
б) нет;
в) не всегда.
- Прибор для измерения атмосферного давления называется:
а) барометр;
б) гигрометр;
в) термометр.
- Определите высоту горы, если у подножия атмосферное давление было 760 мм рт. ст., а на вершине — 735 мм рт. ст.
III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Вопросы классу. Отгадайте загадку: Кто не ведает границ? Он летит быстрее птиц, Он то грозен, то мятежен, То, как пух весенний, нежен. Кто свободней всех на свете? Догадались? Это… (ветер). Учитель. Это ветер. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить о ветре. Вы уже знакомы с этим явлением, потому что мы сталкиваемся с ним каждый день. Скажите, что вы знаете о ветре? (Учащиеся отвечают.} А что бы ещё хотели узнать? (После ответов учащихся формулируются цель и задачи урока.)Но прежде чем узнать что-то новое, вы должны ответить на ряд вопросов. Интеллектуальная атака.
1.Какую оболочку вы сейчас изучаете?
- Как она называется?
- От чего зависит температура воздуха?
- Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит?
Проверьте себя.
- Воздушную оболочку Земли.
- Атмосфера.
- От нагревания земной поверхности.
- Разница в температуре воздуха.
- IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Учитель. Что же такое ветер? (Обобщение ответов.)
Ветер — это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного давления в область пониженного давления. Причиной ветра является разница атмосферного давления в разных местностях.
- V. Этап первичной проверки понимания изученного.
Вопрос классу. Чтобы разобраться, почему дует ветер, давайте составим правильную логическую цепочку. (Учитель раздаёт на каждый стол набор карточек, которые необходимо расположить в правильном порядке.)
Обобщение ответов, установление причинно-следственных связей.
Вывод.
- Шарообразность Земли
- Различный угол падения солнечных лучей
- Различное нагревание поверхности
- Различная температура воздуха
- Различное атмосферное давление
- Ветер
- VI. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Рассмотрим причины возникновения ветров на примере ветра, который называется бриз.
Дневной бриз дует с озера на сушу. Учитель с учащимися обсуждают иллюстрации.
Ночной бриз дует с суши на озеро.
Учитель. Кто может дать определение, что такое бриз? (Учащиеся дают варианты определений, из которых выводится правильное.)
Ветер характеризуется: направлением, скоростью (выражается в м/с) и силой (в баллах по шкале Бофорта).
Вопросы классу. Как определить направление ветра? Какие предметы, явления могут помочь в этом? (Развевающийся флажок; дым, идущий из труб; ветки деревьев.)
Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Например, ветер, который дует с запада на восток, будет называться западным ветром. Принято различать 8 основных румбов горизонта.
Простейший и точный прибор для определения направления ветра — это флюгер. Он устанавливается на высоте 10—12 м над землёй.
Так выглядят старинные флюгеры, которые устанавливали на крышах домов.
А этот анемометр стационарный для метеостанции.
А так выглядит современный флюгер, который подключается к электронной метеостанции.
Рассмотрите в вашем учебнике на рисунке 21, с. 30, как устроен флюгер. Я уверена, что мальчики, используя навыки, которые они получают на уроках трудового обучения, смогут смастерить флюгер и установить его у себя дома.
Скорость ветра можно измерить прибором, который называется анемометр.
Эти анемометры переносные.
Скорость и сила ветра определяется по шкале Бофорта.
Это любопытно! (Если есть время на уроке.)
Френсис Бофорт родился мая 1774 г. в Ирландии. С 1805 г. командовал военным кораблём.
1806 г. разработал шкалу в 12 баллов(от 0 до 12), которая позволяла определять силу ветра по состоянию водной поверхности и по воздействию на парусное судно. В 1831 г. Бофорт подготавливал знаменитое плавание «Бигля», во время которого его шкала силы ветра была впервые применена официально. В 1838 г. шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом и моряками всего мира. Скончался сэр Фрэнсис Бофорт 17 декабря 1857 г. в возрасте 83 лет. В его честь названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски. В 1874 г. на первой Международной конференции по морской метеорологии, с целью стандартизировать проведение наблюдений, было решено, что при отсутствии приборов для измерения ветра силу ветра следует оценивать в баллах по шкале Бофорта. В последующие годы шкала Бофорта уточнялась и изменялась. В современном виде шкала Бофорта была принята Всемирной метеорологической организацией (ВМО) в 1927 г. и уточнена в 1939 г.
VII. Этап применения изученного.
Самостоятельная практическая работа.
Практическое применение полученных теоретических знаний по определению направления и силы ветра.
Задание: определить направление ветра, и в каком направлении он будет сильнее.
758 мм А — Б 760 мм; 755 мм А — Б 758 мм;
762 мм А — Б 758 мм: 749 мм А — Б 758 мм.
Сделать вывод и записать в тетрадь.
Вывод: чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его \ скорость.
Физкультминутка.
Учащиеся встают и выходят из-за столов.
Во дворе стоит сосна.
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на {одной ноге, потягиваемся — руки вверх, \потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души И на место поспешим. (Дети садятся на места.)
Роза ветров — диаграмма направления ветров
На розе ветров указывается повторяемость направлений ветра на основных румбах.
Отрезками по лучам — румбам горизонта — откладывается количество дней, в которые преобладал ветер данного направления, а концы отрезков соединяются ломаной линией.
Повторяемость штилей показывается кружочком в центре диаграммы.
VIII. Этап применения изученного.
Самостоятельная практическая работа.
Построить «Розу ветров», используя приведённые данные.
В течение месяца дул ветер:
северный — 8 дней;
южный — 5 дней;
юго-западный — 3 дня;
северо-восточный — 1 день;
северо-западный — 9 дней;
юго-восточный — 1 день;
западный — 3 дня;
штиль — 1 день.
Это любопытно! (Если есть время на уроке.)
Самум — знойный ветер в пустынях
Местные ветры в разных регионах Земли.
Фен — теплый сильный ветер, дующий с высоких гор в долины
В начале мая 1935 г. летний фен, дующий с Армянского нагорья в северные предгорья Кавказа, повысил температуру до + 40 °С.
Однажды в Скалистых горах Соединённых Штатах Америки под действием фена температура воздуха в течение 7 часов повысилась с -40 °С до -4 СС.
В Исландии при фенах наблюдались повышения температуры почти на 30 :С за несколько часов.
Бора — сильный порывистый ветер, дующий с гор к морю или озеру
- IX. Этап обобщения и систематизации.
Значение ветра.
Вопрос классу. Как вы думаете, каково значение ветра в природе. Какую роль играет ветер в природе и жизни человека?
Обобщение ответов учащихся.
Ветер играет большую роль, а именно: переносит влагу на материки; способствует образованию
морских течений; источник энергии — мельницы,двигатели, парусники.
Просмотр видеофильма о ветре.
X.Этап контроля и самоконтроля.
С целью закрепления полученных знаний и проверки степени усвоения материала проведём викторину. (Ответы записать в тетрадь.)
- Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью — с суши на море.
- Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
- Прибор для определения атмосферного давления.
- Прибор для определения температуры воздуха.
- Воздушная оболочка земного шара, вращающаяся вместе с Землёй.
- Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года.
- Нижний слой воздушной оболочки Земли.
- Сила, с которой воздух давит на поверхность.
Предлагаю сравнить правильность ответов на вопросы викторины. Проверь себя.
1.Бриз.
- Ветер.
3.Барометр.
4.Термометр.
- Стратосфера.
6.Амплитуда.
- Тропосфера.
- Атмосферное давление.
- XI. Рефлексия Выставление оценок. Домашнее задание (с комментариями учителя): § 5,
вопросы 1—4, с. 33. Продолжить заполнение календаря погоды.