Стрессы не щадят ни взрослых, ни детей.
Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стресса и методами его профилактики.
- Приветствие родителей. Добрый день, уважаемые родители! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Мы неслучайно предложили вам сесть по кругу. В кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга.
Правила, которые при этом надо выполнять:
-В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
-Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
(Установка на общение)
- Тематическое общение.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что детям нужно уделять внимание. Но далеко не всегда удается побыть наедине со своим ребенком, пообщаться с ним, выслушать новости, принесенные из школы или детского сада. И нередко случается так, что лишь когда малыш уснул, мы вспоминаем, что был он каким-то вялым, грустным, не мешал смотреть любимый телесериал. «Ничего, расспрошу завтра», — утешаем мы себя. А завтрашний день приносит новые хлопоты и заботы… А ведь именно так можно проглядеть детский стресс.
Стресс — это не всегда плохо Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель или стрессогенный фактор (в переводе с английского stress — это давление, нажим, напряжение). Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него. Далеко не всем известно, что стрессом можно назвать не только какое-то серьезное, драматическое или даже трагическое событие. Стресс может вызвать и жизнь в тяжелой безвыходной ситуации: сложные бытовые условия, материальные затруднения, перегруженность и хроническая занятость, постоянное недосыпание, череда мелких травмирующих событий (так называемая черная полоса). Поэтому даже взрослый человек не всегда отдает себе отчет в том, что находится в состоянии хронического стресса. Что уж говорить о том, если нечто подобное переживает ребенок. Причины стресса у детей Насколько применимо к малышу такое понятие, как «стресс»? Увы, в такой же мере, как и к взрослому. С той лишь разницей, что незрелая детская психика порой просто не в состоянии справиться с неприятностями без посторонней помощи. И многое зависит от отношения родителей к детским горестям и радостям, от того, насколько уважительно они относятся к личности малыша, сумели ли научить справляться с проблемами. Стрессогенные ситуации у детей могут быть те же, что и у взрослых: потеря близкого человека, развод родителей, смена коллектива, переезд на новое место проживания… Вместе с тем существуют и сугубо детские проблемы, которые связаны с возрастными изменениями, учебой, отношениями с родителями, сверстниками, учителями. Стрессу подвержены даже грудные дети. У них он проявляется в повышенной раздражительности, отказе от принятия пищи, неожиданном и резком нарушении общей картины сна. Среди причин могут быть болезнь, госпитализация, разлука с близкими людьми, нарушение режима кормления, неприятности, переживаемые родителями. Дети от 6 до 12 лет подвержены стрессам, которые вызваны требованиями к ним и дома, и в школе. Типичные стрессогенные ситуации в этом возрасте: давление по поводу успеваемости, зависть, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами, ссоры с родителями и друзьями, возрастные изменения в строении тела. Особо чреват наличием юношеских потрясений подростковый возраст. Тинейджеры драматически переживают сложности в отношениях с противоположным полом, страдают от различных комплексов и заниженной самооценки, переживают из-за неприятия их определенной группой сверстников. Как распознать стресс у ребенка? К сожалению, вне зависимости от возраста определить наличие у детей стресса достаточно сложно. Ведь пока ребенок мал, он еще не в состоянии сформулировать свои проблемы, а когда становится постарше, то уже не считает возможным делиться ими со своими близкими. Поэтому родителям следует научиться распознавать косвенные признаки того, что ребенок находится в состоянии хронического стресса. Итак, есть все основания заподозрить, что у вашего ребенка серьезные проблемы, если он стал раздражительным, неспокойным, у него преимущественно плохое настроение. Он может стать напряженным, тревожным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам. Иногда можно наблюдать проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности («никому я не нужен, никто меня не любит»). Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой из-за ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения способности концентрироваться. Бывает, что ребенок плохо спит из-за кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью. Нередки и такие признаки стресса, как потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию; речевые нарушения; головные боли; расстройства пищеварения (запоры или поносы); сердцебиение; тошнота; повышенная утомляемость; потливость; неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике; склонность к аллергическим реакциям; частые простудные заболевания и инфекции. ни. |
Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку избавиться от стресса?
В этой ситуации не помогут ни целители, ни экстрасенсы. Помимо специальных, научно разработанных методов психотерапии самим родителям нужно провести определенную психологическую работу над собой.
- Стараться быть частью жизни своего ребенка. Откликаться на его проблемы, принимать участие в их решении.
- Доверять своему ребенку.
- Жертвовать своими интересами во имя ребенка.
- Не жалеть времени и средств на воспитание и образование ребенка.
- Стараться быть авторитетом для своего ребенка.
Самосовершенствоваться.
- Стараться быть гибкими в воспитании ребенка. Не быть чрезмерно формальными и принципиальными.
- Контролировать свои чувства и поступки.
- Не использовать диктат в общении с детьми.
- Быть терпеливыми и последовательными.
10.Постараться, чтобы отношения между супругами в семье (даже бывшими), не отражались на психическом здоровье ребенка.
- Позаботиться о своем психическом здоровье.
Только с учетом всех этих рекомендаций можно обеспечить надежный эффект освобождения вашего ребенка от невротического заболевания и недостатков характера.