Возрастные особенности третьеклассников

«Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение!

Воспитание – это терпение.

Понимать, принимать, терпеть…

Где не хватает терпения надо бы постараться понять,

Где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка,

Всегда люблю.»  Симон Соловейчик

Какие они, эти загадочные третьеклассники?

Эксперимент.

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. ( На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем всё по-разному. Третьеклассники делают тоже всё по-разному. Чтобы помочь ребёнку надо владеть знаниями о возрастных особенностях его развития.

Возрастные особенности  детей 9-10 лет
Физические

  1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.
    2. Может пренебрегать своим внешним видом.

Интеллектуальные

1.Нравится исследовать все, что незнакомо.
2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
3.Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
5. «Золотой возраст памяти»

Эмоциональные

  1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
    2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
    3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
    4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

Социальные

Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

Духовные

  1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
    2. Нравятся захватывающие рассказы.

Особенности возраста 3-классников

Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше «свободы».

Ребята  учатся оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивать познавательную рефлексию.

В этот период у некоторых детей происходит снижение самооценки, он думает «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте, он не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

Не для кого не секрет, чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазн плохого поступка. В этот период  ребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди. 

Что необходимо вашему ребенку сейчас?

1.Вера в свои силы, успехи.

2.Уход за своей одеждой, комнатой, книгами.

3.Приучать к пунктуальности.

4.Учить уважать права и чувства других людей.

5.Учить терпению, самоконтролю.

Советы родителям

1.Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему : «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.

2.Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

3.Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

4.Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребёнок работает – он растёт. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.

5.Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребёнка, и вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме ещё опаснее.

6.В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.

7.Наши разговоры нередко с детьми  бедны, поэтому ещё раз посоветуем: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.

8.Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные

дела.

Как сохранить здоровье?

Все мы, конечно, понимаем, что крепкое здоровье ребёнка – основа успешного обучения в школе. Но всегда ли задумываемся над тем, что по силам нашим детям, а какие нагрузки могут нанести вред здоровью малыша? Ведь зачастую мы считаем пустяками именно то, что очень важно, что может помочь сохранить и укрепить его здоровье.

В настоящее время, к сожалению, уже ни для кого не является секретом, что всё больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем.

Родители, нередко, сетуют, мол, до школы со здоровьем не возникало никаких проблем, у ребёнка не находили никаких отклонений, он не состоял на особом учёте, спокойно рос, да и в медицинской карте, где  имеются заключения всех специалистов, стоит: «Здоров». И вдруг внезапно ухудшается здоровье. Ребёнок становится нервным, плаксивым, раздражительным, часто болеет.

Первое, что надо сделать – объективно оценить здоровье. Как  выглядит здоровый ребёнок?  Активный,  весёлый, с хорошим настроением. У него прекрасный  аппетит и  крепкий сон, он легко  просыпается, умеет  быстро сосредоточиться и минут 20  работать  очень  внимательно,  не отвлекаясь. Здоровых  детей приходит  в школу 20 – 25 %.  А  остальные?   Для  остальных школьные нагрузки  могут стать сложными, трудными, а порой  непосильными. Очень  редко  родители видят  связь между  состоянием  здоровья  ребёнка и семейным климатом,  взаимоотношениями  родителей и детей.  А  ведь  атмосфера в доме  очень  важна.

Неотъемлемым условием  успешного  обучения является  выполнение  режима дня.

Итак! Ваш  ребёнок  проснулся утром.  Не  заставляйте  его сразу  вставать, не дёргайте, не  торопите.  Вы опаздываете на работу?  Что  же, учтите  это и рассчитайте своё  время так,  чтобы  ласково,  поговорить  с  ребенком,  пожелать ему доброго  утра. А затем – обязательная утренняя  зарядка.  Лучше, если  вы тоже  наденете  спортивный костюм и встанете рядом.  Личный  пример – самое  лучшее  воспитание.

После утренней  гимнастики – непременно водные процедуры. Не забывайте и про закаливание, поскольку оно относится к наиболее  эффективным мерам предупреждения простудных заболеваний.

В настоящее время в школу приходят  более 30%  детей, имеющих нарушения осанки.  У одного ребёнка прямая спина, развёрнутые плечи, хорошая  походка, а у другого – круглая спина, одно

плечо выше другого, лопатки выступают, живот выпячен. К сожалению, родители замечают нарушения только тогда, когда  на  них  укажет  врач.  Это очень серьёзно, и  нужно торопиться.  Ведь ребенок  растёт,  и  исправить   осанку с каждым днём  будет всё труднее.

Следующим очень важным  режимным моментом  является питание. К сожалению, мы часто  наблюдаем, что дети   приходят утром в школу      голодные.  Причины – «не хотелось»,  «маме было некогда»,  «проспали». До учёбы ли тут, когда кружится голова от голода? Поэтому, ребёнка обязательно нужно приучить  утром завтракать. А вечно торопящиеся  взрослые   должны  оставит

время на то, чтобы  Ваши дети  могли  спокойно  поесть.

Детей нужно приучить к приёму пищи в строго определённое время: например, в 7ч.15 минут —  завтрак, в  13 часов – обед, в 16 часов – полдник, в 19 часов – ужин  (не позднее, чем за 2 часа до сна).

Диетологи  говорят, что для правильного питания  нужно  придерживаться  двух  условий:  умеренности и разнообразия.  Что  значит «умеренность»?    Древние люди считали: «Мы  едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть».  То есть переедать очень вредно, желудок       не  успевает  всё переваривать.

Что  значит «разнообразие»?   Ни один продукт не содержит всех питательных  веществ,  которые  необходимы   для поддержания  хорошего здоровья.  Некоторые продукты дают организму энергию, чтобы  двигаться, хорошо думать, не  уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают  делать организм  более сильным  (творог, рыба, мясо, яйца,  орехи).  А – третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных  веществ  для его роста и развития.

Следовательно, физические упражнения укрепляют организм ребёнка в целом.  Нужно только, чтобы они соответствовали возрасту,  степени подготовки, состоянию здоровья, чередовались с отдыхом. Учителя, врачи заботятся об этом в школе, а родители – дома.

Физический труд,  подвижные игры, уроки физкультуры, спорт – вот те виды деятельности, которые дают  возможность школьникам потребность своего растущего организма  в  физических движениях.

Особая роль в физическом развитии  детей принадлежит  подвижным играм. Взрослых иногда  поражает, иногда раздражает эта неуёмная жажда. И гораздо реже они делают правильный вывод:  подвижные игры могут оказать  самое положительное воздействие на физическое развитие, если их взять под свой контроль.

У школьников — подростков  интерес с подвижных игр обычно переключается  на спорт. Их увлекает плавание, футбол, баскетбол, лёгкая атлетика, коньки.

Важно и другое: систематические занятия спортом развивают мышцы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность сердца, укрепляют мускулатуру, способствуют ритмичному, углубленному дыханию. Кислород, поступая в больших количествах  к  различным органам, улучшает их работу, связанную с обменом веществ в организме.

Для нормального физического  роста школьника,  для правильного  развития его нервной системы необходимо равномерное чередование работы и отдыха, то есть правильный режим дня, соответствующий возрасту ребёнка.

Приучать к режиму надо не один  и не два дня, а до тех пор пока правильный ритм жизни не станет у ребёнка внутренней  потребностью.

Я хочу закончить собрание словами В.А.Сухомлинского:

«Воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно,нельзя, надо!»

Добавить комментарий