Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.
Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если
не знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не знаю,
что я ищу, то как же я могу искать.
Уважаемые родители!
Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.
Дети попадают в дурную компанию , страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.
В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.
Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
Первая жизненная цель — создание своей личности.
Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.
Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.
Функции семьи находятся в определенном соответствии с характером общественных потребностей. Особое значение семьи для воспитания и формирования человека отмечается всеми, кто в той или иной степени занимается проблемами подростков и молодежи. Это не случайно. Семья действительно располагает не просто большими, а уникальными возможностями передачи детям социальной программы общества, целей и ценностей общества, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются.
Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии. Тесно связаны с этой проблемой и твердые нравственные и идейные убеждения, и пренебрежение к подлинно человеческим моральным ценностям. Подросток всегда воспринимает в родительской семье определенные образцы поведения. Воспитание высших человеческих ценностей связано с уровнем культуры семьи, с формированием различных интересов, профессиональной и общественной деятельностью.
Характер отношений родителей с подростками оказывает серьезное влияние на их отношение к жизненным перспективам.
Взрослые часто стремятся или все сделать за детей, или до мелочей регламентировать их действия. У подростка в таком случае нет выбора, ему не надо принимать самостоятельных решений. Отсюда — беспомощность, неустойчивость в реальном столкновении с многообразием жизненных ситуаций. Основной мотив, определяющий поведение подростка, — желание самоутверждения, также остается нереализованным в этой атмосфере запретов.
Характерно, что родители подростков отмечают пренебрежительное отношение к их мнению, противодействие их указаниям, протест по отношению к их контролю.
По данным выборочного исследования:
— 91 % школьников ответили, что дома их стремятся чему-то научить (также считали 100 % родителей),
— 80 % школьников (100 % родителей), — что в семье следят за их свободным временем,
— 65 % школьников (75 % родителей), что подростки имеют конкретные обязанности по дому.
Нельзя не заметить, что мнение детей заметно отличается от мнения родителей. Кроме того, наличие 35 % подростков, не имеющих домашних обязанностей, настораживает, тем более что родители более оптимистично оценивают положение по этому пункту.
Можно взглянуть на эти отношения и с другой стороны:
— совместно с родителями проводят свободное время 33 % подростков,
— следовательно, более половины – не проводят с ними свободное время
— стараются быть дома как можно реже – 17%
— сложились конфликтные ситуации с родителями у 20%
— 15% считают, что их часто наказывают
Родители же считают (на 100%), что проводят с детьми свободное время.
Памятка для родителей
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. Оттого, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших, жизненных планах, сегодняшних и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
Формируйте нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.
Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
На формирование правильного отношения к учебе огромное влияние оказывают также и внешкольные интересы. Чаще всего эти интересы помогают учебе, т. к. связаны с некоторыми школьными дисциплинами (например, любовь к животным — с биологией и географией, интерес к технике-с физикой, математикой и т.д.). Иногда внешкольные интересы настолько велики, что начинают отрицательно сказываться на результатах учебы (например, бесконтрольное увлечение некоторыми видами спорта). Надо воспитывать у ребенка ответственность, добросовестность, умение заставлять себя заниматься обязательной деятельностью, откладывая реализацию своих интересов на специально выделенное свободное время.
Изучение интересов и способностей своего ребенка во все периоды его жизни является для родителей одним из важнейших элементов воспитания. «Мама, можно я завтра не пойду в школу?» — «Ты плохо себя чувствуешь?» — «Вообще-то нет, только голова немного болит. Разреши мне не ходить в школу!» — «Как же я могу разрешить просто так, без серьезной причины, в восьмом классе пропускать уроки?» — «Я тебе скажу, только не знаю, поймешь ли ты меня. У нас контрольная работа по химии». — «Конечно, понимания ты у меня не найдешь, это ты правильно заметил. Что же тебе даст отсутствие на уроке? Просто химию надо учить». — «Да я учу уже три дня. И все впустую. Я не способен к химии и вообще к точным наукам. Учу, учу, а потом в школе, особенно на контрольных, ничего не помню. Наверное, у меня нет способностей…»
Подобные разговоры с подростками случаются во многих семьях. Иногда причинами заявления «не умею», «не справлюсь» являются нежелание приложить усилия, отсутствие настойчивости, а иногда просто лень. Но очень часто источник такого явления лежит в отсутствии веры в свои силы, в низкой оценке своих возможностей. Родителям надо обращать внимание на отношение ребенка к самому себе, тактично и постепенно помогать ему освобождаться от негативных наклонностей и развивать полезные, положительные качества. Нельзя высказывать поверхностное мнение о ребенке и тем более часто его повторять, не имея глубокого внутреннего убеждения в его справедливости. Наиболее сильно закрепляется в сознании ребенка мнение, неоднократно услышанное от родителей, окружающих людей. Родители должны обращать особое внимание в том случае, когда ребенок не верит в свои возможности или, наоборот, оценивает слишком высоко. Если ребенку постоянно говорить о его слабых способностях, у него вообще может исчезнуть стремление улучшить успеваемость. Некоторые родители считают своих детей вполне способными, но находят правильным говорить при них только о неудачах, забывая об успехах. Немало есть детей, которые учатся хорошо, но в семье каждый минус (при отметке «щесть») долго и пространно комментируется. Постоянное подчеркивание недостатков приносит большой вред, у ребенка формируется заниженная самооценка.
Слишком высокое мнение ребенка о себе тоже вредно. Чрезмерное убеждение в собственных достоинствах не способствует развитию своих возможностей. В результате сын или дочка не достигают ожидаемого успеха даже тогда, когда они действительно способны и обладают рядом достоинств. Самооценка ребенка в первую очередь зависит от отношения к нему его родителей, от их воспитательного воздействия. Если они следят за развитием своего ребенка, влияют на его поведение, то могут эффективнее способствовать формированию у ребенка самооценки, а это в свою очередь может повлиять на отношение к учебе, на улучшение успеваемости.
Рекомендации родителям
— Мы выяснили причины обсуждаемой проблемы, и теперь вы знаете: как будет ваш ребенок ходить в школу, с удовольствием или неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи. Давайте попробуем найти дополнительные пути решения проблемы.
Вариант 1. Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений.
Вариант 2. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».
- Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.
- Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
- Прежде чем критиковать кого -либо, признайтесь в своих собственных ошибках.
- Задавайте вопросы вместо приказаний.
- Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.
- Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.
- Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
- Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
- Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.
Вариант 3. Возьмите на заметку следующее.
- Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок — грустное зрелище на уроке.
- Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
- Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.
- Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.
- Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.
Вариант 4. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.
Подводя итог, можно сказать, что ни у кого нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком, знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки и в том, что у него есть все возможности реализовать себя. Мы, педагоги и родители, — союзники в этом деле. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы успеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом направлении. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.