Как помочь ребенку не попасть в компьютерную зависимость?

Родители часто жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Иногда за этими проблемами можно обнаружить нарушение психологических норм взаимодействия с компьютером, в частности, нарушение временного режима пребывания за компьютером

Родители могут получить информацию на проверку степени компьютерной зависимости, используя простейший тест: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. Для ориентировки в степени «застревания» ребенка необходимо пройти уровни обращения:

1-й уровень – просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло».

Способы реагирования:

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от  компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со  второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2 – 3-й степени.

2-й уровень  (в случае, если ребенок вел себя по схеме Б  или В) — необходимо через какой-то промежуток времени, например, на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной схемам Б или В, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

Основные причины возникновения компьютерной зависимости

* Самая первая и самая главная – отсутствие навыков  самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.

* Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.

* Ребенок не приучен к труду, к умению выполнять работу. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

* Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит, слушать и, самое  главное, – слышать советы и рекомендации. Такая  «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребенка – непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.

Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?

1.Познакомьте ребенка с временными нормами.

Ребенку до семи лет желательно взаимодействовать с компьютером как можно меньше. Не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня.

Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день, но не ежедневно!

12 — 14 — летние могут проводить за компьютером 1 час в день.

От 14 до 17 лет — максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.

Взрослым нежелательно работать за компьютером больше 5 часов. Не забывайте про 10-минутные перерывы в течение каждого часа.

Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер он не садится вовсе.

  1. Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).
  2. Приобщайте к домашним обязанностям.
  3. Культивируйте семейное чтение.
  4. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
  5. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.
  6. Знайте, где ребенок проводит свободное время.
  7. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.
  8. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
  9. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм с другими детьми.
  10. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.
  11. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  12. Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.
  13. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, интернет? Ваш здоровый образ жизни – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.

Добавить комментарий