Родители часто жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Иногда за этими проблемами можно обнаружить нарушение психологических норм взаимодействия с компьютером, в частности, нарушение временного режима пребывания за компьютером
Родители могут получить информацию на проверку степени компьютерной зависимости, используя простейший тест: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. Для ориентировки в степени «застревания» ребенка необходимо пройти уровни обращения:
1-й уровень – просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло».
Способы реагирования:
А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.
Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.
В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2 – 3-й степени.
2-й уровень (в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В) — необходимо через какой-то промежуток времени, например, на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной схемам Б или В, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
Основные причины возникновения компьютерной зависимости
* Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.
* Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.
* Ребенок не приучен к труду, к умению выполнять работу. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
* Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит, слушать и, самое главное, – слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребенка – непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.
Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?
1.Познакомьте ребенка с временными нормами.
Ребенку до семи лет желательно взаимодействовать с компьютером как можно меньше. Не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня.
Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день, но не ежедневно!
12 — 14 — летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
От 14 до 17 лет — максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.
Взрослым нежелательно работать за компьютером больше 5 часов. Не забывайте про 10-минутные перерывы в течение каждого часа.
Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер он не садится вовсе.
- Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).
- Приобщайте к домашним обязанностям.
- Культивируйте семейное чтение.
- Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
- Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.
- Знайте, где ребенок проводит свободное время.
- Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.
- Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
- Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм с другими детьми.
- Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.
- Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
- Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.
- Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, интернет? Ваш здоровый образ жизни – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.