Профессиональное определение

Как помочь ребенку-старшекласснику в профессиональном самоопределении

Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение  задачи со многими неизвестными, а иногда — неверными данными. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии — важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека.

Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психологическим проблемам, а общество теряет талантливых врачей, инженеров, журналистов, ученых, поваров, продавцов …

6 Стереотипов о Выборе Профессии. Подросток и Будущая Профессия

 https://www.youtube.com/watch?v=51WrG0xtPiI

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо. 

«Хочу» — это желания, интересы, склонности личности.

«Могу» — это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности). 

«Надо» — это потребности рынка труда, обязанности человека· перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

«Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:  ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?); осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;

  • ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;  ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию. Отмечается, что значительная часть подростков испытывает страх перед необходимостью принятия решения.

За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе. Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда.

Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий. Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:  знаниях о мире профессий; знаниях о выбираемой конкретной профессии;·  изучении своих интересов;  изучении своих способностей;·  знании своих сильных и слабых качеств; состоянии своего здоровья;  учёте материальных условий семьи;  учёте ситуации на рынке труда.

Необходимо: Решить какой путь избрать после 11 класса: продолжать образование в профессиональных учреждениях (колледж, лицей и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо».

В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:  социальный заказ, положение на рынке труда; уровень материального обеспечения семьи;  возможности получения помощи в обучении; условия оплаты труда в данной сфере;  местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений). Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

Учесть возможности ребенка («Я-могу»):  интересы, склонности;  успехи в учёбе и потенциальные способности;  свои сильные и слабые стороны; состояние здоровья.

При выборе будущей профессии нужно: 

  • Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
  • Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь выбрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
  • Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку,
  • Изучить  возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.
  •       Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.  Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами).

При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.

Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве. Ошибки при выборе профессии:  увлечение внешней или частной стороной профессии;·  незнание мира профессий, выбор «за компанию»;  неумение разбираться в своих способностях.

Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:

  • Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:  Изучить профессию и всё, что с ней связано.
  • Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений: — Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни.
  • Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.
  • Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполните таблицу, сопоставляйте требование и профессию.  Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.  Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).

  • Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).  Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах.
  • Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны.
  • Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с· ней образ жизни и подходящий вид деятельности.
  • Принцип « От слов — к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».
  • Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие. — В техникум — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в техникум — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в техникум просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».
  • Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям.

Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится поступить…?»

Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 16-17 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.

 

Добавить комментарий