Буллинг в подростковой среде: причины и последствия

Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг.

Какие существуют виды буллинга?

  •     физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
  •     вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

  •     экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
  •    кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете.

Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга.

Как распознать буллинг?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  •     ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
  •     возвращается из школы подавленный;
  •     часто плачет без очевидной причины;
  •     ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
  •     нарушение сна и аппетита;
  •     синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Причины и мотивы буллинга

  1.     педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  2.      психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  3.      социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  4.      семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

  •     зависть;
  •     месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
  •     самоутверждение в коллективе;
  •     стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
  •     желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Последствия буллинга

  1.     У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
  2.        Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
  3.    И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Добавить комментарий