Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

 

Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Рекомендации по составлению характеристики

Рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики

 1.      Ф.И.О. ребенка, дата рождения, класс

2.      Школьный анамнез: ·   с какого возраста начал школьное обучение и по какой программе ·   был ли переведен на  программу более высокого (низкого) уровня обучения

3.      Характеристика семьи: ·   состав семьи (полная, неполная, многодетная, наличие братьев (сестер)) ·   кто занимается воспитанием  ребенка (мать, отец, бабушка и др.) ·   взаимодействие семьи и школы (наличие контакта, характеристика контакта, формы работы школы  с семьей

4.      Физическое развитие: ·   общая характеристика физического развития (соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы) ·   отклонения в физическом развитии (если есть – какие)

5.      Учебная деятельность: ·   проявляет ли интерес к учебным предметам (ко всем предметам в одинаковой степени, выделяет отдельные предметы, не проявляет выраженного интереса ни к одному) ·   каковы особенности  выполнения учебной деятельности (активность на уроках, организованность, старательность, в какой мере владеет основными  навыками учебной деятельности) ·   уровень самостоятельности  учебной деятельности

6.      Сформированность  учебных навыков: чтение ·         соответствие ЗУНов требованиям учебной программы ·         характеристика трудностей письмо ·         соответствие ЗУНов требованиям учебной программы ·         характеристика трудностей  математика ·         соответствие ЗУНов требованиям учебной программы ·         характеристика трудностей ·   самоконтроль

7.      Особенности познавательной деятельности:

8.      Неучебная (общественная) деятельность: ·   какие неучебные обязанности в классе имеет (постоянные, разовые, не имеет) ·   какое участие принимает в классных мероприятиях (активный участник, пассивный исполнитель, уклоняющийся)

9.      Взаимоотношения с одноклассниками (пользуется авторитетом или нет, пользуется ли симпатией большинства одноклассников, вызывает ли у них антипатию; стиль отношений – спокойно-доброжелательный, агрессивный, заискивающий,  неустойчивый, неопределенный,  меняется в зависимости        от ситуации)

10.  Особенности личностного развития, интересы: наиболее ярко выраженные черты характера  чем интересуется (техника, рисование, спорт и др.) что именно и сколько читает какие кружки, секции посещает

11.   Заключение (с рекомендациями)

12.  Дата

13.Подпись ( с расшифровкой).

Рекомендации по составлению характеристики

на ученика  с трудностями в обучении

 

1. ФОРМАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ НА УЧЕНИКА Фамилия, имя; дата рождения; место, откуда прибыл в данный интернат или из какой школы. Краткие данные о родителях. Если сирота, то особо выделить. Если родители страдали хроническими заболеваниями, то указать. Сведения об успеваемости общие, а именно, если дублировал какой-либо класс, то указать какой и в каком году.

2. СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ПРЕДМЕТАМ. ПО ПИСЬМУ. Пример.  Ребёнок встречает трудности в бучении письму. Не может достаточно быстро и хорошо ориентироваться на листе бумаги, не всегда видит строчку (нарушена пространственная ориентировка), буквы вначале  могут быть большими, а затем маленькими. Характерна импульсивность в выявлении ошибок, не уверенность в правильном написании. Смешивает буквы, сходные по написанию: ш-т, б-д, ш-и. Наблюдаются пропуски букв, замены их сходными по начертанию. Бывают ошибки фонематического характера, но они не стойкие. В связи с нарушением пространственной ориентировки может допускать ошибки на знаки препинания.

ПО ЧТЕНИЮ.  Пример.  Чтение послоговое, либо целыми словами; монотонное, эмоционально слабо окрашено. Считывает неправильно буквы, сходные по написанию; путает следующие буквы: б-д, ш-т, ш-и, о-а, и-м и др. При чтении необъяснимые паузы. Не выделяет главную мысль прочитанного. ПО МАТЕМАТИКЕ.  Пример. Из-за пространственного нарушения трудности в определении состава числа; чисел соседей числа; сравнение чисел; плохо понимает на сколько то больше, чем это, либо наоборот. При решении задач не может запомнить сложную словесную инструкцию. (Данные примеры ошибок приводим для детей с ЗПР. Но не все приведённые выше ошибки, характерны для данного ученика. Внимание! К каждому приведённому примеру подходите избирательно! Далее особо указать, что хорошо усвоил из пройденного материала по основным дисциплинам, что вызывает особые затруднения. Как ребёнок относится к своим неудачам в учении. Как реагирует на оценку? Какие виды помощи применялись для преодоления трудностей. Какие результаты были достигнуты в течении этих дополнительных занятий.

3. ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКА Понимание требований педагога; ориентировка в школьной обстановке, выполнение требований педагогов, взрослых. Как работает в классе. Пример. Безучастен к тому, что делается в классе. Плохо слушает. На вопросы не отвечает, реакции не адекватны факту. Пример. На уроке внимателен, стремиться работать наравне с классом, но при ответах отвечает не то, что требуется. Импульсивен, болезненно реагирует на замечания.

4. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ Как работает, заинтересован ли работой. Целенаправленность, доводит ли до конца начатое дело; устойчив в работе, либо легко отвлекается. Как проявляется усталость, утомляемость в работе; наблюдается ли резкое колебание работоспособности. Пример. Крайне рассеян, работает лишь 15-20 минут в начале урока; затем становится безучастным.

5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

а) Общие представления об окружающем мире. Каков запас сведений об окружающем, ориентировка во времени, месте, знание адреса, родственников, школы-интерната, номера телефона, школы, даты своего рождения, возраст, родственные связи. Пример. Запас сведений об окружающем  значительно ниже возрастной нормы; знает имя, фамилию, возраст. Времена года путает; по картинкам не смог установить последовательность времён года, не знает их признаков. Не определяет среду обитания животных, птиц, рыб. Не знает количества и названия дней недели. Пример. Запас сведений об окружающем несколько ниже возрастной нормы. Плохо знает названия месяцев года, количество, последовательность. «Что будет после весны, перед осенью?» — не знает. Характерные признаки времён года, приметы их определяет с опорой на наводящие вопросы или иллюстративный материал. Плохо ориентируется на местности, не знает улицу, адрес интерната, рядом стоящих учреждений: сад, школа.

б) Речь, понимание речи, связанная  речь, словарный запас. Пример. Словарный запас ниже возрастной нормы. В речи мало прилагательных, наречий. Фраза распространённая с незначительными аграмматизмами. Звукопроизношение не нарушено.

в) Зрительное восприятие. Знание цвета, быстрота узнавания, узнавание перевёрнутых изображений, узнавание по контурам, узнавание по отдельным деталям, восприятие целостного сюжета. Пример. Темп восприятия замедлен. Знает, различает основные цвета, оттенки. Узнаёт контурное, наложенное друг на друга изображение. В перевёрнутом виде не узнаёт. Восприятие сюжета фрагментное. Не выделяет мелкие, малозаметные детали.

г) Внимание. Длительность активного внимании; стойкость, переключаемость. Пример. Внимание неустойчивое. Объём мал. Медленно переключается с одного вида деятельности на другой; постоянно внимание соскальзывает на предыдущий вид деятельности.

д) Память Состояние зрительной и слуховой памяти; механическая память; ассоциативная память. Пример. Снижены все виды памяти. Плохо удерживает в памяти фразу из 8-10 слов («В саду за высоким забором растут большие яблоки») При воспроизведении допускает ошибки. Не использует специальные приёмы запоминания. Из 9 предъявленных фигур воспроизводит

6. Смысловым соотношением не пользуется. Пример. Все виды памяти ниже возрастной нормы. Преобладает механическая память. Запоминает яркое, выразительное. Что касается учебной деятельности, память проявляется в чтении стихов наизусть (механическое запоминание).

а) Мышление. Способность обобщать, классифицировать предметы по особому признаку, исключение лишнего, составление рассказа по серии сюжетных картинок, по впечатлению, по прочитанной книге, по увиденному фильму; понимание переносного смысла отдельного высказывания; понимание главной мысли рассказа и т.д. Пример. Мышление конкретно-понятийное. Плохо сформированы обобщающие понятия: мебель, одежда, обувь, головные уборы и т.д. Не понимает скрытого смысла пословиц и поговорок. Не может выделить главную мысль прочитанного произведения. Загадки отгадывает с трудом. Пример. Недостаточно сформированы обобщающие понятия; легко отказывается от своих слов по обобщению тех или иных предметов. Не понимает скрытого смысла пословиц и поговорок. Не может выделить главную мысль прочитанного. По серии сюжетных картинок рассказ составляет с трудом; чаще всего только название предметов или перечисление действий.

б) Пространственная ориентация Понимание и знание «влево», «вправо», «вблизи», «вдали»; понимание смысла предлогов по картинкам, составление фигур из палочек, разрезных карточек. Пример. Пространственная ориентировка нарушена. Не понимает смысла предлогов: над, под, перед, за. С трудом определяет: правое, левое («достань правой рукой левое колено»). Разрезную картинку из 6-ти частей собирает методом проб и ошибок. Картинку из 4-х частей собирает по открытому образцу.

в) Эмоционально-волевая сфера Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее настроение ребёнка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма. Критичность, самокритика, уровень притязаний, самооценка. Пример. Любит всё яркое, выразительное. Любит смотреть видеофильмы и телепередачи развлекательного характера. Реакции  могут быть неадекватные факту (за нечаянную обиду может ударить). На замечания реагирует болезненно, замыкается. Критика не соответствует возрасту.

г) Особенности личности. Нравственные качества личности. Наличие чувства долга, ответственности. Соблюдение правил поведения в школе, в общественных местах. Взаимоотношения в коллективе, отношения с товарищами; дружба с детьми: младшими, старшими. Поведение в учебной, в игровой, в трудовой деятельности. Уровень притязаний и самооценка.

д) Основные трудности и причины отставания. Пример. Учебный материал не усвоил, не может сосредоточится, оставлен на повторный год.

  

 Рекомендации группы ППС к организации взаимодействия на уроке и во внеклассной работе учителя и ученика с ОПФР:

*Создание условий для проявления инициативы ребёнка с особенностями развития.

*Чёткое аргументированное определение обязанностей и границ приемлемого поведения .

*Чёткий размеренный стиль общения и взаимодействия, доброжелательная, не авторитарная позиция взрослого.

*Подчёркнуто уважительная форма общения с учеником, сочетающаяся с разумной и последовательной требовательностью.

*Умелое сочетание доверия к ученику с контролем исполнения  поручений.

*Не провоцировать конфликты, учитывать личные черты характера ученика.

*Доброжелательная, спокойная манера взаимодействия.

*Формирование эмоционально-положительного отношения  к учебной деятельности.

*Вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявлять инициативу и заслужить признание.

*Порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков.

*Реализация потребности в самоутверждении.

*Давать индивидуальные посильные поручения, контролировать их выполнение.

*Предлагать организацию коллективных творческих дел, которые находятся в сфере интересов ученика с ОПФР.

*Поддерживать стремление быть ответственным, доводить начатое дело до конца, быть снисходительным к недостаткам других в сочетании с принципиальной требовательностью к себе и другим.

*Обучать самодисциплине, самообладанию, умению преодолевать трудности, рациональному расходованию сил, умению учитывать мнение других, вежливости, тактичности, отказу от неразумных желаний.

*Использовать воспитательные воздействия: убеждение на позитивном опыте ученика, предупреждение, пробуждение гуманных чувств, организация успехов в деятельности.

*Формирование эффективных приёмов учебной деятельности (самоконтроль, планирование, выделение главного, систематизация и т.д.).

*Поддерживание высокого уровня работоспособности на уроке: -при выполнении однотипных операций направлять ученика на поиск других способов решения заданий, отличных от привычных схем ; -чередовать различные виды деятельности, давать задания для самостоятельной работы, соответствующие интеллектуальным возможностям ученика.

*Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познавательной деятельности.

*Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение учебных заданий по возрастающей трудности и предоставление времени на их выполнение.

*Тренировка в отношении работы, требующей планирования, систематизации.

*Чёткая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности, с особым акцентом на позитивных сторонах.

*При организации групповой работы на уроке «не разлучать» ребёнка с другом.

*Создание условий для переживания учеником ситуации успеха и  связанных с этим положительных эмоций.

*Повышать самооценку.

Программа психолого-педагогического сопровождения на уровне школы разрабатывается и реализуется командой педагогов (учитель-дефектолог, психолог, социальный педагог, классный руководитель и др.) под руководством заместителя директора школы. Заместитель директора осуществляет руководство, контроль над организацией работы, проводит анализ эффективности   Для того чтобы психолого-педагогическое сопровождение было эффективным, педагогический коллектив нашей школы добивается максимальной открытости образовательного процесса в классах интегрированного обучения, повышает информационную  культуру педагогов и родителей, обеспечивает успешность обучения детей с ОПФР. Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития,  помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

Литература

1. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития. /Мн 2003

2.  Лещинская Т.Л. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания. /Мн. 2005.

3. «Кіраванне у адукацыі» — 2010 — №7

4.  www.asbliva.bv

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *