СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Проблема изучения и коррекции специфических нару­шений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных за­дач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дис­графии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Дисграфия, обусловленная несформированностью язы­кового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде спе­цифических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосо­четания, предложения и текста. Это:

  • пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонети­ческого наполнения слов: персеверации (циклические по­вторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
  • раздельное написание частей слова, слитное написание са­мостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
  • нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предло­жений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для пре­дупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

В работе с учащимися используются различные пособия, сис­тематизированный практический материал, со­ставленный с учетом современных методических требований.

Курс коррекционного обучения зависит от уровня развития учащихся и степени наруше­ния письменной речи.

Применяя принцип поуровневого анализа речи, предло­женный И.Н. Садовниковой, у детей с дисграфией, обуслов­ленной несформированностью языкового анализа и синте­за, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:

  • ошибки на уровне буквы и слога (звукобуквенный и сло­говой анализ и синтез);
  • ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический
    анализ и синтез);
  • ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста
    (языковой анализ и синтез).
  1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов фор­мирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.).

Простые формы звукового анализа.

-Выделение первого ударного гласного в слове.

-Выделение первого согласного в слове, последнего соглас­ного в слове.

-Выделение гласного из середины слова.

-Определение места звука в слове (звук в начале, середине,
конце слова).

Сложные формы звукового анализа.

  • Определение последовательности звуке в слове.
  • Определение количества звуков.
  • Определение места звука относительно других звуков.

Логопедическая работа по развитию сложных форм фо­нематического анализа проводится с учетом того, что вся­кое умственное действие проходит определенные. этапы формирования:

а) с опорой на вспомогательные средства;

б) в речевом плане, исключая зрительные опоры, — только
проговаривание;

в) во внутреннем плане.

Речевой материал подбирается с учетом постепенного усложнения структуры слов.

Начинают коррекционную работу с обучения детей опре­делению количества слогов в слове и изображения хлопка­ми двух-трехсложных слов.

Логопе­дическая работа по развитию фонематического анализа, и синтеза  проводится в следующей последовательности.

  1. Выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия).
  2. Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове).
  • Определение последовательности и количества звуков в слове.

4.Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него).

  1. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова

Выделяют следующие виды ошибок: раздельное напи­сание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов. При по­строении занятий учитываются этапы формирования слоговой структуры, предложенные А.К.  Марковой и З.Е. Агранович.

1.Этап. Подготовительный. (Невербальный ировень) Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Работа по развитию переключения и координации.

  1. Этап. Коррёкиионный. (Вербальный уровень)

Детей знакомим с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначе­нием гласных при помощи символов; с открытыми и закры­тыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.

На уровне слов на начальном периоде обучения ис­пользуются слова, в которых написание аналогично звуча­нию начиная с односложных слов и заканчивая четырёхсложными словами.

 

  1. Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста

Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нару­шения количественного и качественного состава предложе­ния, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосо­четания, предложения и текста предусматривает:

—    знакомство с предложением — определение основных при­знаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения;

  • дифференциацию словосочетания и предложения;
  • развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложе­нии;
  • знакомство с предлогами — определение их значения, зна­комство с написанием предлогов;
  • знакомство с приставками — определение их значения; знакомство с написанием приставок;
  • диференциацию предлогов и приставок;
  • знакомство с текстом — определение основных признаков текста; дифференциацию отдельных предложений и тек­ста; определение последовательности предложений в тек­сте.
  • Для этого используются задания на коррекцию всех перечисленных видов ошибок, что позволяет учитывать ос­новные принципы логопедической работы: комплексность, учет специфики нарушения и поэтапность.

Доступность и привлекательность игровых ситуаций по­зволяет сделать логопедические занятия более эффектив­ными и интепесными..

Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:

Добавить комментарий